Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МПК "ЕЛЕЦ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Шприцы)" (извещение N 0318300009223000251) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что по позициям 8 и 9 описания объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, которые не предусмотрены позицией КТРУ, без надлежащего обоснования.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Шприцы)" (извещение N 0318300009223000251).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 816,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке по позициям 8 и 9 требуется:
По позициям 8 и 9 описании объекта закупки установлено требование о поставке шприцев, укомплектованных шток-поршнями розового или зеленого цвета для шприцев вместимостью 2 мл, а также желтого (лимонного) или розового цвета для шприцев 5 мл.
При описании объекта закупки Заказчиком использовалась позиция КТРУ - 32.50.13.110-00004580 - шприц общего назначения.
В обязательных характеристиках отсутствует цвет штока шприца определенного цвета.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу пункта 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В письме N 24-03-07/6890 от 02.02.2022 г. Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России указывает, что в случае реализации права, предусмотренного пунктом 5 Правил использования каталога, в обоснование, установленное пунктом 6 указанных правил, целесообразно включить:
- обстоятельство, влекущее невозможность осуществления закупки без дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств;
- причинно-следственную связь между такими дополнительной информацией (каждым видом), потребительскими свойствами (каждым свойством) и соответствующей потребностью заказчика, подлежащей удовлетворению в связи с такими дополнительными информацией, свойствами.
Приведенное в Описание объекта закупки обоснование применения дополнительных характеристик носит формальный и не объективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств предлагаемого к поставке товара.
Из обоснования применения характеристики "поршень розового или зеленого цвета и желтого (лимонного) или розового" следует, что данное требование необходимо для "снижения риска ошибочного введения препарата, облегчения контроля работы среднего медицинского персонала".
При этом шприцы, укомплектованные поршнями белого, синего, фиолетового или иного непрозрачного цвета, точно также будут соответствовать потребностям заказчика и являться эквивалентными товарами. ФАС России в письме от 16 июля 2018 г. N АЦ/54724/18 указало, что удобство для медицинского персонала и иные причины, не связанные с терапевтическими свойствами медицинского изделия для пациентов, не могут являться обоснованием необходимости закупки.
Технические требования к шприцам сведены в ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования".
При этом, в указанном ГОСТ отсутствует описание такой характеристики как определённый цвет штока-поршня, что свидетельствует о её незначительности и избыточности при установлении. Цвет штока-поршня не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Каневская ЦРБ" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 сентября 2023 г. N 023/06/33-4799/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023