Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ФГБОУ "ВДЦ "Смена", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АРСЕНАЛ" по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка дизельного топлива летнего и зимнего" (извещение: N 0318100028522000208),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АРСЕНАЛ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка дизельного топлива летнего и зимнего" (извещение: N 0318100028522000208).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1 ООО "АРСЕНАЛ" признано победителем закупки.
29.11.2022 между ФГБОУ "ВДЦ "Смена" и ООО "АРСЕНАЛ" заключен контракт на сумму 36 999 272,88 рублей.
31.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АРСЕНАЛ";
- адрес: 350007, г. Краснодар, ул. Заводская, д. 5, кв. 22;
- ИНН: 2310184023, КПП: 230901001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Поставка дизельного топлива летнего и зимнего" (извещение: N 0318100028522000208).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1 ООО "АРСЕНАЛ" признано победителем закупки.
29.11.2022 между ФГБОУ "ВДЦ "Смена" и ООО "АРСЕНАЛ" заключен контракт на сумму 36 999 272,88 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок поставить дизельное топливо зимнее и летнее (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять поставленный Товар и оплатить его.
В соответствии с п. 3.1 контракта срок поставки товара: с даты заключения контракта, но не ранее 01.01.2023 года до 31 декабря 2023 года, партиями по заявкам заказчика в течение 24 часов с момента поступления заявки. Заявка Заказчика Поставщику подается в письменной форме по средствам одной из видов связи: почтовой, электронной.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "АРСЕНАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
14.08.2023, 15.08.2023, 16.08.2023 в адрес ООО "Арсенал" Заказчиком направлены письма N АА 2691, АА2701, АА2710 о необходимости поставки дизельного топлива летнего в количестве 10 000 литров по каждой заявке.
Поставка топлива осуществлена с нарушением сроков указанных в п. 3.1. Контракта.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.8.2 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "АРСЕНАЛ", 10 августа 2023 г. от Поставщика в адрес Заказчика направлено письмо, в котором ООО "Арсенал" сообщило, что с даты заключения Контракта по настоящее время произошло повышение цены на топливо в среднем более чем на 30 %. Таким образом, по состоянию на 10.08,2023 г. цена на дизельное топливо на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составила 63 223 руб. за тонну.
ООО "Арсенал" уведомил ФГБОУ "ВДЦ "Смена" указанным письмом, что данная ситуация не зависит от Поставщика.
Поставщик просил Заказчика расторгнуть государственный контракт N 03181000285220002080001 от 29.11.2023 г. по соглашению сторон (на основании п. 8.2. Контракта).
14 августа 2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку АА-2691 на поставку 10 000 литров дизельного топлива (летнего) в срок не позднее 15.08.2023 г. 10 часов 00 минут.
Поставщик направил 14.08.2023 письмо в адрес Заказчика, где сослался на ранее направленное письмо от 10.08.2023, о том, что Поставщик не может исполнить обязательства в рамках государственного контракта.
15 августа 2023 г. от Заказчика в адрес Поставщика поступила заявка На АА-2701 на поставку 10 000 литров дизельного топлива (летнего) в срок не позднее 16.08.2023 г. 10 часов 00 минут.
Поставщик направил 15.08.2023 письмо N 65 о невозможности исполнить обязательства в рамках государственного контракта.
16 августа 2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка N ЛА-2710 на поставку 10 000 литров дизельного топлива (летнего) в срок не позднее 17.08.2023 г. 10 часов 00 минут,
Поставщик направил в адрес Заказчика ответ исх. N 67 от 16.08.2023 и указал на увеличение цены топлива более чем на 35%.
ООО "АРСЕНАЛ" представило в материалы копию коммерческого предложения ООО "ТРЕЙД-ЮГ" исх. 27 от 28.08.2023 г. па покупку топлива, в котором ориентировочная стоимость дизельного топлива Евро, летнего сорта С, экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013 составляет 95 000 руб. за 1 тонну в т.ч, НДС, копию ответа ООО "ТрансНафта" от 28.08.2023 г., в котором ООО "ТрансНафта" в ответ на письмо от 24.08.2023 г. уведомляет, что не может произвести отгрузку в адрес ООО "Арсенал", в связи с высокой загруженностью ЖД в южном направлении. В указанном ответе дополнительно сообщалось, что прибытие ж/д цистерн с дизельным топливом предполагается на первую декаду сентября 2023 г., а по факту прибытия цистерн будет формироваться цена продажи на дизельное топливо, ориентировочно 86 000 - 86 500 руб. за тонну, копию ответа от 25.08.2023 в котором ООО ГД "Стандарт Сервис" ответило на запрос ООО "Арсенал" о том, что на текущий момент наблюдается дефицит дизельного топлива из-за возникновения сложностей на фоне высокой загруженности ЖД в южном направлении. Прибытие ж/д цистерн с дизельным топливом ожидается 04.09.2023 г. - 05.09,2023 г. Предполагаемая цена 85 000 - 86 000 руб. за тонну.
22 августа 2023 г. ООО "Арсенал" направило письмо исх. 69 в адрес Заказчика, в котором Поставщик сообщил, что образовался дефицит топлива в связи со значительный повышением цены на топливо.
Также, согласно выписке из Единой информационной системе Комиссией установлено, что ООО "Арсенал" контракт исполнен на сумму 22 355 357,05 руб. из 36 999 272,88 руб.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ООО "АРСЕНАЛ" факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ "ВДЦ "Смена" в отношении ООО "АРСЕНАЛ" (350007, г. Краснодар, ул. Заводская, д. 5, кв. 22; ИНН: 2310184023, КПП: 230901001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 сентября 2023 г. N РНП-23-747/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023