Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. -руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика - директора Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" - Мещаниновой М.А. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя ООО "Китоврас", надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" (ИНН 3001006466, адрес: 416506, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. В.Г. Иванова, 6А) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Китоврас" (ИНН 9723197838, адрес: 115193, г. Москва, вн.тер.г., муниципальный округ Южнопортовый, ул. Петра Романова, д. 7, стр. 1, помещ. 20/5) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.09.2023 года поступило заявление Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" (далее также - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Китоврас" (далее также - Подрядчик, ООО "Китоврас") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 17.07.2023 года N N 03253000305230000010001 на выполнение работ по замене ограждения фасадной части на территории муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 с УИОП имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" в городе Ахтубинск Астраханской области (ИКЗ: 233300100646630010100100070074329244) (номер извещения: 0325300030523000001) (реестровый номер контракта: 3300100646623000007) (далее также - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 18.09.2023 года в 10 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа (МСК+1) по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
В указанный срок рассмотрение заявления началось в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. -руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика - директора Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" - Мещаниновой М.А. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя ООО "Китоврас", надлежащим образом извещенного.
В рассмотрении заявления Комиссией объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 19.09.2023 года. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. -руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика - директора Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" - Мещаниновой М.А. (действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя ООО "Китоврас", надлежащим образом извещенного.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
27.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения фасадной части на территории муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 с УИОП имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" в городе Ахтубинск Астраханской области (номер извещения: 0325300030523000001) (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 636 705,20 рублей.
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО "Китоврас" (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 NИЭА1).
17.07.2023 года между Заказчиком и ООО "Китоврас" был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить работы по замене ограждения фасадной части на территории муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 с УИОП имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" в городе Ахтубинск Астраханской области в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту), архитектурным решением (Приложение N 3 к Контракту) и условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять их результат и оплатить в установленном настоящим Контрактом порядке (далее также - Контракт).
Цена Контракта составляет 1 636 705,20 рублей.
Пунктом 1.2 Контракта установлено место выполнения работ - Российская Федерация, Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. В.Г. Иванова, д.6-А (далее - объект).
Пунктом 4.1 Контракта установлены сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта;
- окончание выполнения работ: не позднее 45 календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Таким образом, регламентированный срок исполнения ООО "Китоврас" обязательств по Контракту - не позднее 31.08.2023 года.
Согласно пункту 3.4.15 Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом.
Согласно Решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.08.2023 Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с существенным нарушением ООО "Китоврас" сроков исполнения обязательств по Контракту, а также с исполнением таких обязательств именно ненадлежащим образом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.4 Контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика или Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона от N 44-ФЗ.
Заказчик 31.08.2023 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе 08.08.2023 года в 20 час. 21 мин.
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно данным ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО "Китоврас" о принятом Решении Заказчика является 31.08.2023 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 31.08.2023, Решение вступило в силу с 12.09.2023.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Подрядчику и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав материалы дела, взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик, принимая Решение, основывается не только на нарушении Обществом сроков, но и на исполнении ООО "Китоврас" обязательств по Контракту именно ненадлежащим образом.
В подтверждение своих доводов представителем Заказчика были предоставлены акты сдачи-приемки выполнения работ по замене ограждения фасадной части на территории муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 с УИОП имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" в городе Ахтубинск Астраханской области (N1 от 30.07.2023 года, N2 от 15.08.2023 года, N3 от 29.08.2023 года).
В силу п. 5.1.5 Контракта при выявлении несоответствий в выполненных работах, препятствующих приемке, "Заказчик" отказывает в приемке работ и формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени "Заказчика", и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от приемки работ с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения. В случае выявления несоответствия выполненных работ условиям настоящего Контракта, вызов представителя "Подрядчика" обязателен.
Так в акте N1 от 30.07.2023 года указано, что Подрядчиком выполнены работы не в полном объеме, а именно: ограждение полностью не демонтировано, строительный мусор не вывезен.
При этом из пункта 2.1 Приложения N1 к Контракту (Техническое задание) следует, что в процессе выполнения ремонтных работ Подрядчик должен предусмотреть мероприятия исключающие загрязнения прилегающей территории строительными отходами, вывести образовавшийся строительный мусор, за свой счет и своим транспортом.
В пункте 3.1 акта N1 от 30.07.2023 года Заказчиком установлены сроки устранения выявленных недостатков - не позднее 05.08.2023 года.
Следует отметить, что представитель Подрядчика от подписи акта отказался, о чем свидетельствует соответствующая запись на данном акте.
В регламентированный актом N1 от 30.07.2023 года срок, ООО "Китоврас" выявленные нарушения устранены не были, о чем Заказчиком 15.08.2023 года составлен акт N2, где указаны не только предыдущие замечания по исполнению Контракта, но и зафиксирован факт отсутствия строительной бригады и строительных материалом на строительной площадке.
В пункте 3.1 акта N2 от 15.08.2023 года Заказчиком установлены сроки устранения выявленных недостатков - не позднее 29.08.2023 года.
Следует отметить, что представитель Подрядчика также отказался от подписи акта N2, о чем свидетельствует соответствующая запись на данном акте.
По состоянию на 29.08.2023 года ООО "Китоврас" выявленные нарушения устранены не были, работы по Контракту не возобновлялись, о чем 29.08.2023 года Заказчиком составлен акт N3.
В свою очередь, Заказчиком были исполнены такие обязательства, предусмотренные Контрактом как: оплата аванса на расчетный счет Подрядчика в срок и на сумму, предусмотренные п.2.4 Контракта, что подтверждается платежным поручением N565623 на сумму 491 011,56 рублей.
Комиссия Управления отмечает, что Общество ни на дату принятия Решения Заказчиком (на 31.08.2023 года), ни на дату рассмотрения Комиссией Управления обращения Заказчика (на 19.09.2023 года) так и не исполнило свои обязательства по Контракту.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений статьи 2 Гражданского Кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
То есть, лицо, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для себя последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действия (бездействий) противоречащих требованиям этого Закона.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Доказательства уважительности причин неисполнения Контракта ООО "Китоврас" Комиссии предоставлены не были.
Общество, являясь победителем закупки, должно было предвидеть факт наступления неблагоприятных последствий в виде внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае ненадлежащего исполнения условий Контракта.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Китоврас" (ИНН 9723197838, адрес: 115193, г. Москва, вн.тер.г., муниципальный округ Южнопортовый, ул. Петра Романова, д. 7, стр. 1, помещ. 20/5) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения о директоре и участнике Общества с ограниченной ответственностью "Китоврас", способном оказывать влияние на деятельность Общества с ограниченной ответственностью "Китоврас", Шнайдер Юрии Александровиче (ИНН 612402472024) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Нарушения Муниципальным казенным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов им.С.Г.Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения фасадной части на территории муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 с УИОП имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" в городе Ахтубинск Астраханской области (номер извещения: 0325300030523000001) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Китоврас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
4. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 сентября 2023 г. N 030/10/104-948/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023