Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р.- главного специалиста эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также - Заказчик, УКС АО) Ульяновой Е.А. (доверенность от 15.09.2023 N05-2975), в присутствии представителя ООО "Евро Модуль Инжиниринг" Кабанова А.С. (доверенность от 18.09.2023 N18/23), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), а также в связи с поступлением в Управление письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по Астраханской области от 26.08.2023 N83/3-2878 о признаках нарушения Закона о контрактной системе при заключении Заказчиком государственного контракта от 14.12.2022 N44 на выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п.Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская РБ" (ИКЗ 2223015089342301501001100950010000414) c ООО "Евро Модуль Инжиниринг" провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе Заказчиком при заключении указанного контракта, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 30.08.2023 поступило письмо Управления Федеральной службы безопасности РФ по Астраханской области от 26.08.2023 N83/3-2878 о признаках нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта от 14.12.2022 N44 на выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п.Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская РБ" (ИКЗ 2223015089342301501001100950010000414) c ООО "Евро Модуль Инжиниринг" (далее - Контракт).
В связи с поступлением указанного письма Управлением 11.09.2023 принято решение о проведении в срок по 25.09.2023 внеплановой проверки Заказчика по факту заключения Контракта.
Заказчиком были представлены документы, из которых следует, что Контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" с учетом срочности осуществления закупки.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П (в редакции действующей в момент заключения Контракта) решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
Согласно п.1.3 Порядка Постановления N 495-П в действующей редакции Решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, документы и информация, которые представляются заказчиками в соответствии с пунктом 2.3 настоящего раздела, рассматриваются комиссией в течение трех рабочих дней со дня их поступления.
По результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Астраханской области от 04.10.2022 N466-П установлен перечень объектов капитальных вложений на 2022 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений.
В указанный перечень входит участковая больница р.п.Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская РБ".
В соответствии с заключенным 10.10.2022 дополнительным соглашением к Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30.12.2021 на реализацию указанного объекта предусмотрены объемы финансирования на 2022-2023 годы.
Письмом от 02.11.2022 N07-3839 Заказчик направил хозяйствующим субъектам запросы о предоставлении коммерческих предложений о выполнении работ по строительству "Участковой больницы р.п. Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" в том числе ПИР".
Письмом от 02.11.2022 N317 ООО "РУС ТРЭЙД" направило Заказчику свое коммерческое предложение на строительство "Участковой больницы р.п. Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" в том числе ПИР" с ценой 165 969 221 руб.
Письмом от 08.12.2022 N24 ООО "Стройарсенал" направило Заказчику свое коммерческое предложение на строительство "Участковой больницы р.п. Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" с ценой 180 580 898,14 руб.
18.11.2022 УКС АО размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0325200006722000176 о проведении электронного аукциона: "Выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" с начальной (максимальной) ценой контракта 157 616 898,14 рублей (далее также - Извещение, Аукцион).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2022, Аукцион был признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подана ни одна заявка на участие в Аукционе.
05.12.2022 в соответствии с требованиями пункта 9 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 (далее - Правила согласования), УКС АО с использованием ЕИС в министерство экономического развития Астраханской области было направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
Решением от 13.12.2022 N 22-ВП/2022 Заказчик был признан нарушившим, в том числе, пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку установление УКС АО при проведении Аукциона невыполнимых требований к работам (сроку их выполнения) повлекло за собой ограничение количества участников закупки, подтверждением чего может служить отсутствие заявок, поданных на участие в Аукционе.
Так, в пункте 3.1 проекта государственного контракта, размещенного в ЕИС в составе Извещения, заказчиком установлено следующее:
"3.1. Сроки выполнения работ: С даты заключения контракта до 20.12.2023 г:
- Срок предоставления Заказчику исходных данных для ГОиЧС и потребных нагрузок для ТУ: 15 календ. дней после заключения Контракта (но не позднее 01.12.2022 г.)
- Срок предоставления Заказчиком ТУ по объекту: 1,5 месяца после получения потреб-ных нагрузок от исполнителя работ (но не позднее 20.12.2022 г.)
- Срок получения проектно-сметной документации с получением положительного за-ключения государственной экспертизы - до 20.12.2022 г.;
- Срок выполнение строительно-монтажных работ с даты получения государственной экспертизы - до 20.12.2023 г".
Частью 1 статьи 51 Закона установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником закупки, не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок формирования и размещения в ЕИС указанного протокола установлен статьей 49 Закона. В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
- члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;
б) присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку;
- заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного заказчиком протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает такой протокол в единой информационной системе и на электронной площадке (часть 6 статьи 49 Закона).
Датой подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в Извещении, является 30.11.2022. Следовательно, протокол подведения итогов Аукциона может быть размещен в ЕИС не ранее 30.11.2022, а минимально возможной датой заключения контракта по итогам Аукциона согласно нормам Закона является 12.12.2022.
Из системного толкования указанных правовых норм, а также требований к сроку выполнения работ (отдельных этапов работ), установленных заказчиком в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, следует:
- 15 календарных дней после заключения контракта по итогам Аукциона истекают 27.12.2022, в связи с чем требование о предоставлении исполнителем работ заказчику "исходных данных для ГОиЧС и потребных нагрузок для ТУ не позднее 01.12.2022" является невыполнимым;
- 1,5 месяца после получения потребных нагрузок от исполнителя работ истекают 13.02.2023, в связи с чем условие о предоставлении заказчиком "ТУ по объекту не позднее 20.12.2022" является невыполнимым;
- срок "получения проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы - до 20.12.2022" является невыполнимым.
Письмом от 14.12.2022 N101-01-04/11296 Министерством экономического развития Астраханской области принято решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком - ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
Письмом от 09.12.2022 N22128/1 ООО "Евро Модуль Инжиниринг" выразило готовность заключить государственный контракт на выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" по цене 157 616 898, 14 руб.
12.12.2022 письмом N08-4837 Заказчик направил в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предложение о заключении контракта на "Выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" по цене 157 616 898, 14 рублей с единственным поставщиком ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в министерство обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Согласно указанному обоснованию контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи со срочностью. При этом, как указано в обосновании, по мнению Заказчика, осуществление конкурентных процедур не позволит быстро заключить контракт.
Также в обосновании Заказчик указал, что заключение контракта с единственным поставщиком обеспечит реализацию строительства в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" национального проекта "Здравоохранение".
12.12.2023 комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласовала Заказчику заключение контракта с единственным поставщиком ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
12.12.2022 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято распоряжение N 285 о заключении Заказчиком контракта на "Выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" с единственным поставщиком - ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
14.12.2022 между Заказчиком и ООО "Евро Модуль Инжиниринг" заключен государственный контракт от 14.12.2022 N44 на "Выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" (далее также - Контракт) способом осуществления закупки у единственного поставщика.
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 157616898,14 рублей.
Пунктом 2.12, 2.13 Контракта предусмотрено авансирование, а именно авансовый платеж в размере - 79 223 745,45 руб., в том числе по этапам:
50,263484681 % от стоимости выполнения подрядных строительно-монтажных работ, что составляет 73 192 127,29 руб.
50,263484681% от стоимости работ по подготовке проектной документации, рабочей документации, выполнение инженерных изысканий и прохождение государственной экспертизы, что составляет 6 031 618,16 руб.
В силу п. 3.1 Контракта установлены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до 20.12.2023 г:
- Срок предоставления Заказчику исходных данных для ГОиЧС и потребных нагрузок для ТУ:
С даты заключения Контракта в течение 15 календ. Дней.
-Срок предоставления Заказчиком ТУ по объекту: 1,5 месяца после получения потребных нагрузок от исполнителя работ.
-Срок получения проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы - с даты заключения контракта до 01.03.2023 г.;
-Срок выполнение строительно-монтажных работ с даты получения государственной экспертизы -до 20.12.2023 г.
Из документов, представленных Заказчиком следует, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом срочности закупки с целью обеспечить реализацию строительства в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" национального проекта "Здравоохранение".
Однако, основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П у Заказчика отсутствовали в связи со следующим.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П (в редакции действующей на момент заключения Контракта) решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
Согласно п.1.3 Порядка Постановления N 495-П в действующей редакции Решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика), к которому прилагается в том числе обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N 495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между проведением закупки способом заключения контракта с единственным поставщиком и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
В "Обосновании необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций_.." Заказчик указал, что только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) позволит реализовать строительство в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" национального проекта "Здравоохранение".
Однако доказательства того, почему заключение контракта посредством проведения конкурентной закупки не может обеспечить реализацию строительства в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" национального проекта "Здравоохранение", Заказчик Комиссии не представил.
Доказательства срочности осуществления закупки также отсутствуют.
В данном случае Заказчику уже с октября 2022 было известно о необходимости осуществления закупки на "Выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажных работ (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" .
Однако извещение о проведении электронного аукциона было размещено только 18.11.2022.
При этом, размещая 18.11.2022 года извещение N 0325200006722000176 о проведении электронного аукциона, Заказчик установил заведомо невыполнимые для подрядчиков сроки выполнения работ, в связи с чем и не было подано заявок на такой аукцион.
При заключении же Контракта Заказчик изменил сроки выполнения работ, а именно в силу п. 3.1 Контракта установлены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до 20.12.2023 г:
- Срок предоставления Заказчику исходных данных для ГОиЧС и потребных нагрузок для ТУ:
С даты заключения Контракта в течение 15 календ. Дней.
-Срок предоставления Заказчиком ТУ по объекту: 1,5 месяца после получения потребных нагрузок от исполнителя работ.
-Срок получения проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы - с даты заключения контракта до 01.03.2023 г.;
-Срок выполнение строительно-монтажных работ с даты получения государственной экспертизы -до 20.12.2023 г.
Кроме того, в заключенном 14.12.2022 с ООО "Евро Модуль Инжиниринг" контракте Заказчиком было предусмотрено авансирование, тогда как в размещенном 18.11.2022 года извещении N 0325200006722000176 авансирование предусмотрено не было, что также могло повлиять на решение подрядчиков об участии в аукционе.
Следовательно, если бы Заказчик своевременно и законно (с установлением исполнимых сроков выполнения работ) провел конкурентную закупку, то, возможно, контракт был бы заключен по результатам торгов.
Однако Заказчик сначала бездействовал, потом провел аукцион с нарушением требований Закона о контрактной системе, а впоследствии, указывая на "срочность", заключил Контракт с единственным поставщиком.
Более того, согласно финансово-экономическому обоснованию закупки у единственного поставщика объем финансирования для строительства объекта: "Участковая больница р.п. Красные Баррикады Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница", в том числе ПИР" равен всего - 157 616,89 тыс.руб., в том числе:
-средства федерального бюджета - 123 696,18 тыс.руб.,
-средства областного бюджета - 33 920,71 тыс.руб.
В том числе по годам:
В 2022 году- 85 192,12 тыс.руб., в том числе:
- средства федерального бюджета - 54 334,98 тыс.руб.,
- средства областного бюджета - 30 857,14 тыс.руб.
В 2023 году- 72 424,77 тыс.руб., в том числе:
- средства федерального бюджета -69 361,20тыс.руб.,
- средства областного бюджета - 3 063,57 тыс.руб.
То есть, финансирование закупки было осуществлено на 2022-2023 годы, следовательно, ничто не мешало Заказчику провести конкурентную закупку как в 2022, так и в 2023 году.
Указание же Заказчика в обосновании на то, что проведение конкурентной закупки не сможет обеспечить реализацию строительства не состоятельно, поскольку в данном случае и закупка у единственного поставщика не обеспечила такую реализацию.
ООО "Евро Модуль Инжиниринг" получило от Заказчика аванс в размере 79 223 745,45 руб, однако, как было указано в письме Заказчика от 07.09.2023 N08-2855, выполнение по указанному Контракту в период 2022-2023 года не принималось.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "Евро Модуль Инжиниринг" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что цена заключенного контракта составляет 157 616 898,14 рублей, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей, действия Заказчика по заключению с ООО "Евро Модуль Инжиниринг" указанного государственного контракта N44 от 14.12.2022 способом осуществления закупки у единственного поставщика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 46-ФЗ запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами.
Однако в данном случае проверка проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства о контрактной системе, а не антимонопольного законодательства.
Мораторий на проведение проверок в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе не вводился.
Согласно письму Минфина России от 04.05.2023 N 24-01-06/41124 в отношении закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится контроль в сфере закупок, при этом:
контроль за соблюдением установленных требований к планированию закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, а также требований к исполнению заключенных при их осуществлении контрактов проводится в порядке, установленном для закупок, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
такой контроль также проводится на предмет соответствия установленным дополнительным случаям закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядку осуществления закупок в таких случаях, установленных в актах, принятых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Таким образом, Управление правомочно проводить проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении Контракта.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта от 14.12.2022 N44 на выполнение проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы (выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и в части достоверности определения сметной стоимости, выполнение строительно-монтажных работ) по объекту: "Участковая больница р.п.Красные Баррикады ГБУЗ АО "Икрянинская РБ" (ИКЗ 2223015089342301501001100950010000414) c ООО "Евро Модуль Инжиниринг".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии: Русскина И.В.
Умерова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 сентября 2023 г. N 030/10/99-958/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023