Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии директора государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" (далее также - Заказчик) Епифанова А.В. (доверенность) на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок провела внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при заключении с Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Светоч" (далее также - ООО "ТД "Светоч") государственного контракта от 18.08.2023 N 3 на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации (ИКЗ 232301507401830150100100190013299244), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 23.08.2023 поступило уведомление Заказчика о заключении с ООО "ТД "Светоч" без проведения торгов государственного контракта от 18.08.2023 N 3 на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации (ИКЗ 232301507401830150100100190013299244) (далее - Контракт).
Согласно Контракту ООО "ТД "Светоч" обязуется поставить и передать Заказчику учебное и учебно-вспомогательное оборудование, необходимое для оснащения общеобразовательной организации в рамках реализации мероприятия "Оснащение средствами обучения новых мест в общеобразовательных организациях, созданных путем строительства объектов муниципальной собственности, в рамках подпрограммы "Создание и развитие единого образовательного пространства астраханской области" государственной программы "Развитие образования Астраханской области".
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 27 319 364, 00 рублей.
Пунктом 2.6 Контракта предусмотрен аванс в размере 30 % цены Контракта, что составляет 8 195 809, 2 рублей.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок поставки: с даты заключения Контракта в течение 45 календарных дней, то есть по 02.10.2023.
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Управлением 15.09.2023 принято решение о проведении в срок до 27.09.2023 внеплановой проверки Заказчика по факту заключения Контракта.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности осуществления закупки.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
Уведомлением от 30.12.2022 N 41 до Заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе на осуществление закупки на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации.
Письмом от 31.05.2023 N 106.01-02-01/181 Заказчик сообщил главе администрации МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" о том, что в рамках реализации мероприятия "Оснащение средствами обучения новых мест в общеобразовательных организациях, созданных путем строительства объектов муниципальной собственности, в рамках подпрограммы "Создание и развитие единого образовательного пространства астраханской области" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" Заказчику выделена субсидия в размере 79 081 300, 00 рублей.
Также указанным письмом Заказчик просил в срок до 02.06.2023 предоставить в его адрес исчерпывающий перечень информации о наименовании оборудования, технических и качественных характеристиках, необходимых для приобретения и организации процесса закупок в строящуюся школу на 675 мест в поселке Лиман Астраханской области.
Письмом от 09.06.2023 N 01-15.5-3400 администрация МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" направила в адрес Министерства образования и науки Астраханской области перечень необходимого оборудования.
Письмом от 16.06.2023 N 264/1 Заказчик просил МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" в срок до 19.06.2023 согласовать технические характеристики учебного и учебно-вспомогательного оборудования.
МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" письмом от 19.06.2023 N 796 согласовало технические характеристики учебного и учебно-вспомогательного оборудования.
22.06.2023 Заказчик направил запросы о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на которые получены следующие коммерческие предложения:
- от ООО "Строникум" от 27.06.2023 на сумму 32 492 439, 0 рублей;
- от ООО "Администратор" на 32 562 469, 0 рублей;
- от ООО "ТД "Светоч" от 12.07.2023 на 27 319 364, 0 рубля.
14.07.2023 Заказчиком получено согласие ООО "ТД "Светоч" на поставку товара согласно коммерческого предложения общества от 12.07.2023.
Как пояснил директор Заказчика в ходе проведения внеплановой проверки, 17.07.2023 Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) министерства образования и науки Астраханской области предложение о заключении контракта на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с единственным поставщиком ООО "ТД "Светоч".
Однако, как пояснил директор Заказчика, сотрудники министерства образования и науки Астраханской области устно в рабочем порядке сообщили Заказчику о невозможности рассмотрения указанного предложения в связи с кадровыми перестановками в министерстве.
11.08.2023 Заказчик вновь обратился в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) министерства образования и науки Астраханской области с предложением о заключении контракта на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с единственным поставщиком ООО "ТД "Светоч".
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в министерство образования и науки Астраханской области обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Согласно указанному обоснованию контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи с тем, что такой способ закупки позволит не нарушить процесс обучения, что обеспечит реализацию одной из составляющих национальных интересов РФ - развитие системы образования и формирование развитой и социально ответственной личности.
Также в обосновании Заказчика указано, что так как составляющие товара имеют иностранное происхождение, а также ввиду постоянного курса иностранной валюты, нестабильной экономической ситуации, заказчиком проведены анализ и следование рынка и осуществлен поиск поставщиков, готовых предоставить полный комплекс идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами.
В обосновании Заказчик привел динамику курса доллара США и евро за период с 01.08.2023 по 14.08.2023 и сделал вывод, что "выполнение требований законодательства не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными".
Протоколом заседания комиссии по согласованию возможности осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.08.2023 N 5 решено согласовать возможность осуществления закупки на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с ООО "ТД "Светоч" по цене 27 319 364, 00 рублей.
15.08.2023 министерством образования и науки Астраханской области принято распоряжение N 555 "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг", которым определено, что Заказчик вправе заключить контракт на осуществление закупки у единственного поставщика на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования в рамках реализации мероприятия "Оснащение средствами обучения новых мест в общеобразовательных организациях, созданных путем строительства объектов муниципальной собственности, в рамках подпрограммы "Создание и развитие единого образовательного пространства Астраханской области" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" для оснащения объекта "Средняя общеобразовательная школа на 675 мест в пос. Лиман Астраханской области" согласно приложению к распоряжению с предельным сроком заключения контракта 45 календарных дней с момента заключения контракта, ценой контракта 27 319 364, 00 рубля, с размером авансового платежа 30% цены контракта, с обязанностью личного исполнения единственным поставщиком обязательств по контракту в полном объеме.
18.08.2023 между Заказчиком и ООО "ТД "Светоч" на указанных условиях заключен Контракт.
В ходе проведения внеплановой проверки представитель Заказчика пояснил, что п. 8 Перечня Постановления N 495-П допускает заключение Контракта с единственным поставщиком. Также представитель Заказчика пояснил, что Контракт заключен с единственным поставщиком с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности закупки в связи с необходимостью открытия школы 01.09.2023 года.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N 495-П действительно входят закупки в целях реализации государственных программ Астраханской области, включенных в перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр (п. 8).
В свою очередь в Перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр, входит государственная программа "Развитие образования Астраханской области" (п. 2).
Однако, несмотря на указанное, основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П у Заказчика отсутствовали в связи со следующим.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N 495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
При этом согласно п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П к предложению заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика обязательно прилагается обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
В данном случае лимиты бюджетных обязательств были доведены до Заказчика еще 30.12.2022.
Следовательно, уже с января 2023 Заказчик мог начать совершать действия, необходимые для проведения конкурентной закупки.
Однако Заказчик только 31.05.2023 направил главе администрации МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" письмо о предоставлении перечня оборудования, необходимого для приобретения в строящуюся школу в поселке Лиман Астраханской области.
Доказательства совершения Заказчиком каких-либо действий, направленных на осуществление закупки и приобретение необходимого оборудования в строящуюся школу, в период с 30.12.2022 по 31.05.2023 Заказчик Комиссии не предоставил.
Письмом от 09.06.2023 N администрация МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" уже направила в адрес Заказчика перечень необходимого оборудования.
Согласно пояснений директора Заказчика указанный перечень не содержал технические характеристики товара, в связи с чем после получения указанного перечня Заказчику пришлось заниматься разработкой технических характеристик закупаемого оборудования.
При этом Комиссия критически относится к доводам Заказчика о том, что администрация МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" и МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" не разработали для Заказчика технические характеристики необходимого оборудования, поскольку доказательства того, что именно администрация МО "Лиманский муниципальный район Астраханской области" и МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" должны были разработать такие характеристики, Заказчик Комиссии не предоставил.
После разработки технических характеристик учебного и учебно-вспомогательного оборудования письмом от 16.06.2023 Заказчик просил МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" в срок до 19.06.2023 согласовать такие характеристики.
19.06.2023 МКОУ "Лиманская средняя общеобразовательная школа N 1" уже согласовало технические характеристики учебного и учебно-вспомогательного оборудования.
Кроме того, как следует из пояснений директора Заказчика, первоначально он обращался в министерство образования и науки Астраханской области с предложением о заключении контракта у единственного поставщика 17.07.2023. В устном порядке ему было сообщено об отсутствии возможности рассмотрения его предложения.
Однако вместо проведения конкурентной закупки Заказчик бездействовал и только 11.08.2023 повторно обратился в министерство образования и науки Астраханской области.
В итоге только 18.08.2023 Заказчик заключил с ООО "ТД "Светоч" Контракт способом осуществления закупки у единственного поставщика.
При этом установленный законодательством срок проведения открытого электронного аукциона составляет всего 7 календарных дней + 4 рабочих дня + 10 календарных дней на заключение контракта.
Таким образом, время, имевшееся у Заказчика на проведение закупки (в том числе после получения устного ответа министерства о невозможности рассмотрения предложения Заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком от 17.07.2023), существенно превышает установленные Законом о контрактной системе сроки проведения конкурентных процедур.
Однако Заказчик вместо проведения конкурентной процедуры бездействовал, а впоследствии, указывая на "срочность" закупки, заключил Контракт ООО "ТД "Светоч" способом осуществления закупки у единственного поставщика.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом рынок поставки учебного оборудования является конкурентным, особенно с учетом возможности установления в контракте условия об авансировании. Так, в заключенном Контракте размер аванса составляет 30 % от цены Контракта.
Доказательства обратного Заказчик Комиссии не предоставил.
Доводы Заказчика о необходимости не нарушать процесс обучения и необходимости открытия школы именно с началом учебного года также не свидетельствуют о срочности закупки, поскольку началом учебного года является 1 сентября, а срок поставки товара согласно Контракту в течение 45 календарных дней, то есть по 02.10.2023, что существенно позже начала учебного года.
При этом, как пояснил директор Заказчика, по состоянию на 01.09.2023 в полном объеме товар по Контракту Заказчиком принят не был, Контракт в стадии исполнения.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
В обосновании заключения контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика Заказчик указал, что контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи с тем, что такой способ закупки обеспечит реализацию одной из составляющих национальных интересов РФ - развитие системы образования и формирование развитой и социально ответственной личности.
Однако доказательства того, почему заключение контракта посредством проведения конкурентной закупки не позволило бы обеспечить реализацию одной из составляющих национальных интересов РФ - развитие системы образования и формирование развитой и социально ответственной личности, Заказчик Комиссии не предоставил.
Указание Заказчиком в обосновании просто на то, что составляющие товара имеют иностранное происхождение, на нестабильную экономическую ситуацию и на динамику курса доллара США и евро только за период с 01.08.2023 по 14.08.2023, не является обоснованием необходимости проведения закупки по причине защиты именно национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом, как того требует Порядок Постановления N 495-П.
Более того, при проведении конкурентных закупок товаров, включенных в перечни товаров, на которые распространяются запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров, предусмотренные ст. 14 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки должны быть установлены соответствующие запреты, ограничения и условия допуска, призванные поддерживать товары российского происхождения и происходящих из стран ЕВРАЗЭС.
Проведение же закупки у единственного поставщика такие запреты, ограничения и условия допуска установить не позволяет.
Также Комиссией учтено, что из изложенного в обосновании вывода Заказчика о том, что "выполнение требований законодательства не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными", вообще не представляется возможным понять, что же хотел сказать Заказчик указанной формулировкой.
Таким образом, подготовленное Заказчиком обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом, таковым фактически не является.
В ходе проведения внеплановой проверки Заказчик обоснование, необходимое в соответствии с Порядком Постановления N 495-П, Комиссии также не предоставил.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "ТД "Светоч" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки указал, что у Комиссии отсутствуют основания для проведения проверки в связи с введением Законом N 46-ФЗ моратория на проверки.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 46-ФЗ запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами.
Однако в данном случае проверка проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства о контрактной системе, а не антимонопольного законодательства.
Мораторий на проведение проверок в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе не вводился.
Согласно письму Минфина России от 04.05.2023 N 24-01-06/41124 в отношении закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится контроль в сфере закупок, при этом:
контроль за соблюдением установленных требований к планированию закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, а также требований к исполнению заключенных при их осуществлении контрактов проводится в порядке, установленном для закупок, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
такой контроль также проводится на предмет соответствия установленным дополнительным случаям закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядку осуществления закупок в таких случаях, установленных в актах, принятых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Таким образом, Управление правомочно проводить проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении Контракта.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки также сообщил, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе, поскольку Заказчик действовал на основании заключения комиссии министерства образования и науки Астраханской области о согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика и распоряжения указанного министерства об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Однако из материалов проверки следует, что именно Заказчик обратился в указанное министерство с предложением о заключении контракта у единственного поставщика и именно Заказчик готовил для министерства обоснование необходимости заключения контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика. При этом контракт заключен именно Заказчиком, и доказательства того, что Заказчик хоть каким-то образом выражал свое несогласие с осуществлением закупки у единственного поставщика, отсутствуют.
Нарушение Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "ТД "Светоч" Контракта, с учетом того, что цена заключенного контракта составляет 27 319 364, 00 рубля, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей, образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "ТД "Светоч" государственного контракта от 18.08.2023 N 3 на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации (ИКЗ 232301507401830150100100190013299244).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Умерова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 сентября 2023 г. N 03010/99-964/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023