Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также - УКС АО, Заказчик) Ульяновой Е.А. (доверенность), в отсутствие представителя заявителя Управления Федеральной службы безопасности по Астраханской области, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением в Управление информации УФСБ по Астраханской области о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения законодательства о контрактной системе провела внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при заключении с Обществом с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" (далее также - ООО "СУ N5") государственного контракта от 20.12.2022 N 45 (ИКЗ 222301508934230150100101100010000414), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 30.08.2023 года поступила информация Управления Федеральной службы безопасности по Астраханской области о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении с ООО "СУ N5" без проведения торгов государственного контракта от 20.12.2022 года N45, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по откорректированной проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, выполнение строительно-монтажных работ, оснащение технологическим оборудованием, включая ввод объекта в эксплуатацию (ИКЗ 222301508934230150100101100010000414) (далее также - Контракт).
В связи с поступлением указанного уведомления Управлением 11.09.2023 года принято решение о проведении в срок по 25.09.2023 года внеплановой проверки Заказчика по факту заключения указанного Контракта.
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 19.09.2023 года в 11 час. 00 мин. местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
Управление Федеральной службы безопасности по Астраханской области участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключилось.
Представитель Заказчика принял участие в проведении внеплановой проверки посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 16 час. 00 мин. 19.09.2023 года по местному времени контролирующего органа.
Управление Федеральной службы безопасности по Астраханской области участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключилось.
Представитель Заказчика принял участие в проведении внеплановой проверки посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N46-ФЗ" с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности осуществления закупки.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Согласно п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П в редакции, действующей в момент заключения Заказчиком государственного контракта от 20.12.2022 года N45, решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
18.04.2022 года между Заказчиком и ООО "СУ N5" по результатам открытого конкурса в электронной форме заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для нужд Астраханской области (ИКЗ 222301508934230150100100080024120414) (реестровый номер контракта 2301508934222000015) (реестровый номер извещения 0325200006722000017).
Предметом указанного контракта является выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Дом культуры на 300 мест в с.Икряное Икрянинского района Астраханской области" в соответствии с утвержденной проектной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ, а также действующими нормами и техническими условиями (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 2.1 и п. 3.1 государственного контракта N2301508934222000015 цена контракта составляет 78 064 101, 00 рублей, срок выполнения работ - с даты заключения контракта до 31.10.2023 года.
Письмом от 21.06.2022 года (получено Заказчиком 23.06.2022 года) ООО "СУ N5" сообщило Заказчику, что в процессе производства земляных работ на вышеуказанном объекте в осях строящегося здания дома культуры обнаружены существующие железобетонные конструкции.
Как сообщил Заказчик в Управление в письме от 06.09.2023 года N08-2827 (вх. N6832-ЭП/23 от 06.09.2023 года), именно 23.06.2022 года ему стало известно о невозможности выполнения работ по контракту.
21.07.2022 года Заказчик направляет и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Трушкину С.Н. и министру культуры и туризма Астраханской области Прокофьевой О.Н. письма о том, что при производстве земляных работ на объекте по контракту N2301508934222000015 было обнаружено существующее свайное поле, не отраженное в проектной документации, разработанной муниципальным образованием "Икрянинский район", в связи, с чем подрядная организация с 01.07.2022 года приостановила производство работ на объекте до решения вопроса корректировки документации и прохождения государственной экспертизы.
Письмом от 16.09.2022 года ООО "НижневолжскСтройПроект" сообщило Заказчику, что при проведении работ на объекте: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", выполняя геодезические изыскания, общество столкнулось с несоответствием топографических работ, выполненных ранее при проектировании объекта (наличие большого количества свай). Как следует из указанного письма, предполагаемые ранее работы по проектированию фундамента ООО "НижневолжскСтройПроект" не представляется возможным выполнить без проведения подготовительных работ по демонтажу свайного поля предположительно на 2500 мм от уровня земли. Также общество сообщило, что удорожание ориентировочно будет на 127 000 000,00 рублей и в связи с этим просило сообщить о необходимости продолжения работ.
19.09.2022 года Заказчик направляет и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Трушкину С.Н. и министру культуры и туризма Астраханской области Прокофьевой О.Н. письма, в которых повторно сообщает об обнаружении свайного поля.
Также УКС АО указывает, что в рамках проведения работ проектная организация (авторский надзор) ООО "НижневолжскСтройПроект" сообщило, что при проведении геодезических изысканий обнаружено большое количество свай, и об отсутствии возможности выполнения съемки участка в полном объеме по причине присутствия срезанных и засыпанных свай. В связи с чем проведение работ по проектированию фундамента без проведения подготовительных работ по демонтажу свайного поля на уровне 2500 мм от уровня земли не предоставляется возможным. Топографические работы, выполненные ранее при проектировании объекта, не соответствуют фактическим условиям строительства. Кроме того, проектной организацией произведен ориентировочный расчет удорожания строительства объекта на данном земельном участке. Ориентировочная стоимость демонтажа существующих свай, монтаж фундамента из монолитной фундаментной плиты, включая земляные работы, составляет 127 000 000, 00 рублей. Учитывая изложенное, УКС АО просило сообщить о необходимости и целесообразности продолжения работ на данном объекте.
Письмом от 27.09.2022 года ООО "НижневолжскСтройПроект" повторно просило Заказчика сообщить о необходимости продолжения работ.
Заказчик письмом от 09.12.2022 года просил подрядные организации направить коммерческие предложение по выполнению работ по объекту: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по откорректированной проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, выполнение строительно-монтажных работ, оснащение технологическим оборудованием, включая ввод объекта в эксплуатацию.
В ответ на указанный запрос письмом от 12.12.2022 года ООО "Южная промышленно-строительная компания" выразило готовность выполнять подрядные работы по цене 81 187 820,00 рублей, письмом от 12.12.2022 года ООО "СтройГрад" выразило готовность выполнять подрядные работы по цене 81 987 700,00 рублей и письмом от 13.12.2022 года ООО "СУ N5" выразило готовность выполнять подрядные работы по цене 79 600 303, 72 рублей.
16.12.2022 года соглашением N67 Заказчик и ООО "СУ N 5" расторгли контракт.
В соответствии с соглашением от 16.12.2022 года N 67 о расторжении государственного контракта объем выполненных подрядчиком работ составляет 0, 00 рублей.
При этом платежным поручением от 28.06.2022 года Заказчик оплатил ООО "СУ N5" аванс по контракту в размере 23 419 230,30 рублей, платежным поручением от 13.12.2022 года ООО "СУ N5" возвратило указанный аванс.
16.12.2022 года Заказчик направил в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предложение о заключении контракта на выполнение работ по объекту: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по откорректированной проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, выполнение строительно-монтажных работ, оснащение технологическим оборудованием, включая ввод объекта в эксплуатацию у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с единственным поставщиком - Обществом с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5".
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в министерство обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Согласно указанному обоснованию контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи с тем, что ранее заключенный по результатам торгов контракт расторгнут 16.12.2022 года по соглашению сторон, а установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регламентные сроки, связанные с осуществлением закупки конкурентным способом (публикация извещения, прием заявок, рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона, рассмотрение вторых частей заявок, подписание контракта) не позволяют оперативно осуществить закупку. Единственно возможный способ в кратчайшие сроки заключить контракт в рамках реализации национального проекта "Культура", как указано в обосновании - это осуществить закупку у единственного поставщика.
Также в обосновании Заказчик указал, что при осуществлении закупки у единственного поставщика соблюдаются требования, установленные статьей 14 Закона N44-ФЗ, в особенности постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Протоколом заседания комиссии по согласованию возможности осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.12.2022 года N2 решено согласовать возможность осуществления закупки на выполнение вышеуказанных работ с обществом с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" с ценовым предложением 79 600 303,72 рубля, в том числе налог на добавленную стоимость.
19.12.2022 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято распоряжение N294 "Об осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика для обеспечения нужд Астраханской области", согласно которому УКС АО осуществить закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Астраханской области и заключить государственный контракт с единственным поставщиком ООО "СУ N 5" на следующих условиях:
- предмет государственного контракта - выполнение работ по объекту: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по откорректированной проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, выполнение строительно-монтажных работ, оснащение технологическим оборудованием, включая ввод объекта в эксплуатацию;
- предельный срок, на который заключается государственный контракт - 20.12.2023 года; цена государственного контракта - 79 600 303,72 рублей;
- авансирование по государственному контракту - 63,57417573%;
- осуществление казначейского сопровождения государственного контракта, в том числе аванса;
-единственный поставщик обязан исполнить лично без привлечения субподрядчиков, соисполнителей не менее 30 процентов своих обязательств по государственному контракту.
20.12.2022 года между УКС АО и ООО "СУ N5" на вышеуказанных условиях заключен государственный контракт N45 на выполнение работ по объекту: "Дом культуры на 300 мест в с. Икряное Икрянинского района Астраханской области", включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по откорректированной проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, выполнение строительно-монтажных работ, оснащение технологическим оборудованием, включая ввод объекта в эксплуатацию (ИКЗ 222301508934230150100101100010000414) (далее также - Контракт).
В ходе проведения внеплановой проверки представитель Заказчика пояснил, что п. 5 и п. 6 Перечня Постановления N495-П допускают заключение Контракта с единственным поставщиком. Также представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности закупки.
На вопрос Комиссии о том, в связи с чем Заказчиком не проведена конкурентная процедура, представитель Заказчика пояснил, что поскольку контракт с ООО "СУ N5", заключенный по результатам конкурса, был расторгнут 16.12.2022 года, то времени проводить торги уже не было.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N495-П действительно входят закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства или работ одновременно по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в случае расторжения ранее заключенного контракта (п. 5), закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства или одновременно работ по подготовке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий (при необходимости), и выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (п. 6), закупки в целях реализации объектов капитальных вложений, содержащихся в перечне объектов капитальных вложений на 2022 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, утвержденном Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2021 N528-П (п. 7), а также закупки в целях реализации национальных проектов и муниципальных программ муниципальными образованиями Астраханской области (п. 10).
Однако, несмотря на указанное, основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N46-ФЗ и Постановления N495-П у Заказчика отсутствовали в связи со следующим.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N495-П в действующей редакции решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Согласно п. 1.3 Порядка Постановления N495-П в редакции, действующей в момент заключения Заказчиком государственного контракта от 20.12.2022 N45, решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
Более того, в момент заключения Контракта Постановление N495-П прямо устанавливало, что при наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
Также согласно п. 2.3 Порядка Постановления N495-П к предложению заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика обязательно прилагается обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.
Контракт от 18.04.2022 года между Заказчиком и ООО "СУ N5" действительно был расторгнут сторонами только 16.12.2022 года.
Однако в данном случае Заказчику, как следует из его же письма в Управление (исх. от 06.09.2023 года N08-2827, вх. от 06.09.2023 года N6832-ЭП/23), уже 23.06.2022 года стало известно о невозможности выполнения ООО "СУ N5" работ по контракту от 18.04.2022 года в связи с обнаружением свайного поля на участке по ул. Зеленая, на котором предполагалось осуществлять строительство объекта согласно имеющейся ПСД.
То есть, о необходимости замены земельного участка, на котором было обнаружено свайное поле, и, соответственно, необходимости разработки новой ПСД для строительства Заказчик знал задолго до даты расторжения контракта от 18.04.2022 года.
Указанное подтверждается также и тем, что, как следует из приложения N1 к Контракту, 28.09.2022 года уже были получены технические условия ПАО "Ростелеком" на предоставление комплекса услуг связи, 30.09.2022 года - технические условия МУП "Икрянинское КЭП" на водоснабжение и водоотведение уже нового земельного участка (ул. Пугачева, 31).
08.11.2022 года между Заказчиком и администрацией МО "Икрянинский район" уже был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N5, расположенным по ул. Пугачева, 31.
То есть, еще в период действия контракта от 18.04.2022 года на строительство объекта на земельном участке, на котором обнаружено свайное поле, предпринимались действия, необходимые для строительства объекта уже на другом земельном участке.
При этом возникшая необходимость замены земельного участка под строительство однозначно свидетельствовала о необходимости разработки новой проектно-сметной документации и, следовательно, о расторжении контракта от 18.04.2022 года, по которому подрядчику нужно было осуществлять только строительные работы, и о необходимости проведения новой закупки.
То есть, вносить изменения в уже заключенный контракт в таком случае было невозможно, поскольку в сложившейся ситуации необходимо было не просто осуществить строительство объекта, но и выполнить разработку проектно-сметной документации на строительство объекта на новом участке и пройти с ней государственную экспертизу.
Однако вместо своевременного принятия мер для расторжения контракта, по которому подрядчик вовсе не выполнил работы (согласно соглашению от 16.12.2022 года о расторжении контракта от 18.04.2022 года объем выполненных подрядчиком работ составляет 0, 00 рублей), дополнительным соглашением N4 от 23.06.2022 года Заказчик увеличил размер аванса по контракту до 30%, а дополнительным соглашением N5 от 07.09.2022 года - до 63%.
При этом в материалах проверки имеется письмо ООО "СУ N5" Заказчику от 08.11.2022 года о расторжении контракта от 18.04.2022 года с 08.11.2022 года.
Более того, еще до даты расторжения контракта от 18.04.2022 года Заказчик направил запросы коммерческих предложений на выполнение подрядных работ на разработку ПСД и строительство объекта (09.12.2022 года) и получил согласие ООО "СУ N5" на заключение нового контракта с единственным поставщиком (15.12.2022 года).
При этом установленный законодательством срок проведения, например, открытого электронного аукциона составляет всего 7 календарных дней + 4 рабочих дня + 10 календарных дней на заключение контракта.
Таким образом, время, имевшееся у Заказчика с того момента, как ему стало известно о необходимости расторжения контракта от 18.04.2022 года и необходимости проведения новой закупки, существенно превышает установленные Законом о контрактной системе сроки проведения конкурентных процедур.
Заказчик же своим бездействием затянул во времени расторжение контракта от 18.04.2022 года с ООО "СУ N5", которое за весь срок действия указанного контракта не выполнило работы по нему, до декабря 2022 года, а впоследствии, указывая на "срочность" закупки, заключил Контракт с тем же ООО "СУ N5" способом осуществления закупки у единственного поставщика.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу п. 1.3 Порядка Постановления N495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом рынок выполнения строительных работ является конкурентным, особенно с учетом возможности установления в контракте условия об авансировании. Так, в заключенном Контракте размер аванса составляет 63,57 % от цены Контракта.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
В обосновании заключения контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика Заказчик указал, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2022 N121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации", а также с целью снижения последствий в результате введения ограничительных мер со стороны иностранных государств в отношении Российской Федерации, снижения стоимости по закупкам, осуществляемым для объектов социальной сферы, минимизации рисков недостижения показателей по достижению контрольных точек при реализации национального проекта "Культура" на территории Астраханской области возникла необходимость осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако доказательства того, почему заключение контракта посредством проведения конкурентной закупки не позволило бы Заказчику исполнить Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2022 N121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации", а также доказательства того, что заключение контракта именно с единственным поставщиком снижает последствия в результате введения ограничительных мер со стороны иностранных государств в отношении Российской Федерации, стоимость по закупкам, осуществляемым для объектов социальной сферы, минимизирует риски недостижения показателей по достижению контрольных точек при реализации национального проекта "Культура" на территории Астраханской области, Заказчик Комиссии не предоставил.
Более того, в предложении о заключении контракта с единственным поставщиком и обосновании выбора единственного поставщика Заказчик указал, что ООО "СУ N5" имеет многолетний и эффективный опыт в строительстве коммунальных, социальных и культурных объектов, в том числе в рамках различных национальных программ, что приведет к реализации проекта в короткие сроки с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств.
Однако при принятии решения Комиссией учтено, что срок подготовки ПСД с положительным заключением государственной экспертизы - до 20.05.2023 года, срок выполнения строительно-монтажных работ - до 20.11.2023 года, срок поставки и монтажа технологического оборудования - до 20.12.2023 года.
Следовательно, по состоянию на дату принятия настоящего решения подрядчиком должна быть подготовлена ПСД, которая уже должна успешно пройти государственную экспертизу и иметь положительное заключение, а также подрядчиком должна быть выполнена большая часть строительно-монтажных работ.
При этом, Заказчик выплатил подрядчику аванс в размере 50 605 236,97 рублей.
Однако, как следует из информации, размещенной в ЕИС и предоставленной Заказчиком в Управление письмом (исх. от 06.09.2023 года N08-2827, вх. от 06.09.2023 года N6832-ЭП/23), работы по Контракту Заказчиком не принимались, стоимость исполненных подрядчиком обязательств составляет 0,00 рублей.
Таким образом, заключение Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика в противоречие с доводами Заказчика, изложенными в предложении о заключении Контракта, не привело к "реализации проекта в короткие сроки с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств, необходимость которой была отражена Заказчиком в предложении о заключении контракта с единственным поставщиком".
Также в обосновании необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом Заказчик указал, что при осуществлении закупки у единственного поставщика соблюдаются требования, установленные статьей 14 Закона N44-ФЗ, в особенности постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Однако указанное никаким образом не обосновывает необходимость заключения Контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и не подтверждает нецелесообразность проведения конкурентных способов закупки, поскольку, во-первых, ограничения, запреты и условия допуска иностранных товаров в силу ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе устанавливаются именно в извещении о проведении конкурентных закупок, а во-вторых, указанные запреты, ограничения и условия допуска устанавливаются при проведении закупок товаров (в том числе поставляемых при проведении работ), а не закупок строительных работ.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N495-П основания для заключения с ООО "СУ N5" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом, которое требуется согласно Порядку Постановления N 495-П, Заказчик Комиссии не предоставил.
Также Комиссия отмечает, что у антимонопольного органа имеются полномочия для осуществления проверки соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N46-ФЗ запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами.
Однако в данном случае проверка проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства о контрактной системе, а не антимонопольного законодательства.
Мораторий на проведение проверок в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе не вводился.
Согласно письму Минфина России от 04.05.2023 N24-01-06/41124 в отношении закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N46-ФЗ, по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится контроль в сфере закупок, при этом:
контроль за соблюдением установленных требований к планированию закупок, осуществляемых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Закона N46-ФЗ, а также требований к исполнению заключенных при их осуществлении контрактов проводится в порядке, установленном для закупок, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ;
такой контроль также проводится на предмет соответствия установленным дополнительным случаям закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядку осуществления закупок в таких случаях, установленных в актах, принятых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона N46-ФЗ.
Таким образом, Управление правомочно проводить проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении Контракта.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки также сообщил, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе, поскольку Заказчик действовал на основании заключения комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика и распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Однако из материалов проверки следует, что именно Заказчик обратился в указанное министерство с предложением о заключении контракта у единственного поставщика и именно Заказчик готовил для министерства обоснование необходимости заключения контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика. При этом контракт заключен именно Заказчиком, и доказательства того, что Заказчик хоть каким-то образом выражал свое несогласие с осуществлением закупки у единственного поставщика, отсутствуют.
Нарушение Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "СУ N5" Контракта, с учетом того, что цена заключенного контракта составляет 79 600 303,72 рублей, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей, образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "Строительное управление N5" государственного контракта от 20.12.2022 года N45 (ИКЗ 222301508934230150100101100010000414).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 сентября 2023 г. N 030/10/99-922/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023