Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
рассмотрев направленное Заказчиком - Государственное казённое учреждение "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта 6 000 000,00 рублей, (извещение по закупке N 0190200000323004167) с ООО ТД "Д-Марк" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о Поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных Поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 28.08.2023 N 89-2851/01-08/5457 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного контракта следует, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (Протокол от 28.04.2023 N 0190200000323004167), 16.05.2023 между ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" и ООО ТД "Д-Марк" заключен государственный контракт N 343.4167/23 на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Контракта, ООО ТД "Д-Марк" приняло на себя обязательства оказать услуги надлежащим образом в соответствии с ГОСТ 32731-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и с иными условиями Контракта.
Согласно пункту 1.6 Контракта объём оказываемых услуг составляет 9 условных единиц.
Место оказания услуг:
- автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Граница Ямало- Ненецкого автономного округа - Губкинский, км 263+650;
- автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Граница Ямало- Ненецкого автономного округа - Губкинский, км 354+325;
- автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Пурпе - Пуровск, км 547+079;
- автомобильная работа Сургут - Салехард, участок Пуровск - Коротчаево, км 558+338;
- автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 715+750;
- автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 729+538;
- автомобильная дорога Подъезд к г. Ноябрьск, км 0+770;
- автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 9+100;
- автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 93+966, (далее - Объекты).
Пунктом 6.2.1 Контракта установлено, что Исполнитель обязан обеспечить оказание услуг с надлежащим качеством в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему.
Согласно пункту 6.2.2 Контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению строительного контроля на Объекте согласно ГОСТу 32731-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", действующими в дорожной отрасли руководящими нормативными и рекомендательными документами и правилами приемки работ при капитальном ремонте.
В соответствии с пунктом 6.2.3 Исполнитель проводит строительный контроль за выполнением дорожных работ на Объекте капитального ремонта, проверку соответствия Техническому заданию, требованиям нормативно-технической документации, применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, включая проверку наличия документов, удостоверяющих их качество, организует проведение собственных испытаний и измерений.
1. Согласно пункту 3.1 Технического задания основной целью оказания услуг по проведению строительного контроля на объекте капитального ремонта является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением нормативных требований и технологических регламентов.
Не позднее 10 календарных дней со дня подписания Контракта Исполнитель обязан представить Государственному заказчику утвержденную Исполнителем Схему организации строительного контроля на Объекте (Разработанную в соответствии с ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", ГОСТ Р 58442-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика" и требованиями данного технического задания) с указанием конкретных специалистов, направляемых для проведения строительного контроля на Объекте.
Пунктами 6.2.11 и 6.2.12 Контракта установлены обязанности Исполнителя по обеспечению постоянного нахождения представителя Исполнителя на Объекте, а также по обеспечению обязательного присутствия представителя Исполнителя во время освидетельствования скрытых работ, при монтаже ответственных конструкций.
Перед заключением контракта Исполнитель знакомился с техническим заданием, с условиями Контракта, в том числе по срокам оказания услуг и их составу. Контракт был подписан обеими сторонами. Его двухстороннее подписание подтверждает факт согласия обеих сторон со всеми условиями Контракта.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 Технического задания Исполнителем письмом от 26.05.2023 N 91 направлен в адрес Дирекции Приказ от 16.05.2023 N 7 "О назначении специалистов на оказание услуг по осуществлению строительного контроля".
13.08.2023 и 21.08.2023 ПАО "Ростелеком" письмами NN 0507/05/3111/23, 0507/05/3204/23 уведомило Дирекцию и Исполнителя о необходимости освидетельствования скрытых работ на участках производства работ:
- участок N 6: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 715+750 (в период с 14.08.2023 по 15.08.2023);
- участок N 7: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 729+538 (в период с 16.08.2023 по 19.08.2023 и 21.08.2023)
- участок N 9: автомобильная дорога Подъезд к г. Ноябрьск, км 0+850 (в период с 14.08.2023 по 26.08.2023);
- участок N 10: автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 9+100 (в период с 14.08.2023 по 26.08.2023).
В период с 14.08.2023 по 15.08.2023 на участке N 6: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 715+750 и в период с 16.08.2023 по 19.08.2023 и 21.08.2023 на участке N 7: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 729+538, на участке N 9: автомобильная дорога Подъезд к г. Ноябрьск, км 0+850, на участке N 10: автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 9+100, в соответствии с протоколами выездной комиссии от 14.08.2023, 15.08.2023, 16.08.2023, 17.08.2023, 18.08.2023, 19.08.2023, 21.08.2023, 25.08.2023, 26.08.2023 произведено освидетельствование скрытых работ на участках производства работ N 6, N 7, N 9, N 10 с участием представителей ПАО "Ростелеком" и Дирекции, представители со стороны строительного контроля на момент освидетельствования скрытых работ на Объектах отсутствовали.
Таким образом, в нарушение требований пунктов 6.2.11 и 6.2.12 Контракта, Исполнителем не обеспечено постоянное нахождение представителя Исполнителя на Объекте, а также не обеспечено присутствие представителя Исполнителя во время освидетельствования скрытых работ.
По состоянию на 28.08.2023 работники Исполнителя на данных участках автомобильных дорог отсутствуют, к работам до настоящего времени не приступили.
2. В соответствии с пунктом 6.2.13 Контакта Исполнитель обязан рассматривать и направлять Государственному заказчику ответы и разъяснения на поступающие от Государственного заказчика запросы, обращения, уведомления, требования в течение 5 (пяти) дней с момента получения соответствующего письма, если иные сроки рассмотрения таких писем не установлены Контрактом или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3.2.9 пункта 3.2 Технического задания, при оказании услуг по проведению строительного контроля Исполнителем должны проводиться лабораторные испытания и измерения в объеме 100% от объема нормируемого количества образцов проб (измерений), предусмотренные требованиями нормативной документации, с ведением соответствующей исполнительной документации (выполнение испытаний силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых испытаний, объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний в соответствии с ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", ГОСТ Р 58442-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика").
Служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию (договор аренды лаборатории), прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ 150ДЕС 17025-2019, в соответствии с заявленной областью деятельности.
В соответствии с пунктом 6.2.13 Контракта и подпунктом 3.2.9 пункта 3.2 Технического задания Государственным заказчиком в адрес Исполнителя неоднократно направлялись запросы (от 22.05.2023 N 89-2851/01-08/2736, от 01.06.2023 года N 89-2851/01-08/3027, от 21.07.2023 N 89-2851/13-08/1005) о предоставлении документов, подтверждающих компетентность собственной испытательной лаборатории (привлеченной субподрядной лаборатории по договору).
В ответ на данные запросы, Исполнителем были представлены следующие документы:
- письмом от 26.05.2023 N 91 представлена копия договора с ООО "ДорТехЭксперт" на оказание услуг испытательной лаборатории от 16.05.2023 года N 13/23 без подписи со стороны Исполнителя;
-в рабочем порядке 21.07.2023 Исполнителем представлена копия договора с ООО "Ямал контроль" на оказание услуг строительной лаборатории от 22.06.2023 N 2206/ЯК-23-306 (без приложения документации приведённой в разделе 8 договора N 2206/ЯК-23-306, являющейся его неотъемлемой частью);
-письмом от 31.07.2023 N 115 представлена копия договора с ООО "ДорТехЭксперт" на оказание услуг испытательной лаборатории от 13.04.2023 N 13/23 без приложений N 3, 4, являющихся неотъемлемой частью договора от 13.04.2023 N 13/23 и без подписи со стороны Исполнителя;
в рабочем порядке 03.08.2023, 08.08.2023 представлена копия договора с ООО "ДорТехЭксперт" на оказание услуг испытательной лаборатории от 13.04.2023 N 13/23 без приложений N 3, 4, являющихся неотъемлемой частью договора от 13.04.2023 N 13/23.
До настоящего времени, несмотря на многочисленные требования Дирекции, Исполнителем не представлено сведений о наличии собственной (арендованной) лаборатории. Таким образом, имеются многочисленные нарушения существенных условий Контракта, являющиеся основанием для принятия решения Государственным заказчиком об одностороннем отказе от его исполнения.
Поскольку стало очевидным, что услуги не оказываются и не будут оказываться, Исполнитель, по мнению Заказчика, фактически уклоняется от выполнения контрактных обязательств, в соответствии с пунктами 11.10, 11.11 Контракта, в связи с нарушением ООО ТД "Д-Марк" существенных условий, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 715 ГК РФ, часть 9 и часть 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.09.2023 N ММ/2605/23 представил объяснения по делу N 089/10/104-665/2023, согласно которым утверждает следующее.
В связи с заключением контракта Исполнителем был подготовлен приказ N7 от 16 мая 2023 года о назначении специалистов на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Письмом от 16 мая 2023 года N89-2851/01-08/2567 Заказчик уведомил Исполнителя о проведении рабочего совещания по объекту "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа".
Письмами N83 от 16 мая и N84 от 17 мая 2023 года, Исполнитель уведомил Заказчика об участии в совещании уполномоченных представителей ООО ТД "Д-Марк".
Письмом от 22 мая 2023 года N89-2851/01-08/2736 Заказчик просил Исполнителя предоставить приказ о назначении ответственных лиц на проведение строительного контроля, а также сведения о лаборатории (договор аренды лаборатории).
Письмом N 91 от 26 мая 2023 года Исполнителем в адрес Заказчика были направлены сведения о специалистах группы строительного контроля, приказ N7 от 16 мая 2023 года о назначении ответственных лиц для проведения строительного контроля на объекте с указанием Ф.И.О., должности, контактов ответственных специалистов, договор на оказание услуг испытательной лаборатории N13/23 от 16 мая 2023 года.
По результатам изучения проектной документации, проекта производства работ подготовленного ПАО "Ростелеком" Исполнителем в адрес Заказчика были направлены письма N94 и N95 от 07 июня 2023 года содержащие выявленные недостатки исходно-разрешительной документации на объект и как следствие невозможность надлежащего оказания услуг по осуществлению строительного контроля на объекте, что в дальнейшем подтверждено самим Заказчиком в письмах направленных Исполнителю, так и ПАО "Ростелеком" (письмо Заказчика от 15 июня 2023 года N89-2851/01-08/2406, от 05 июля 2023 года N89-2851/01-08/3981).
Кроме того, в письме Заказчика от 05 июля 2023 года N89-2851/01-08/3981, указано, что ПАО "Ростелеком" не предоставляет Исполнителю акты освидетельствования применяемых материалов, документацию о проведении операционного контроля выполняемых работ, акты освидетельствования скрытых работ, что свидетельствует о невозможности (нежелании) документально оформить акты освидетельствования скрытых работ уполномоченными представителями Исполнителя осуществляющих строительный контроль на дату освидетельствования скрытых работ, так как данные акты оформляются самим производителем работ Подрядчиком - ПАО "Ростелеком", либо субподрядными организациями ООО "СитиПлан" и ООО "УренгойДорСтрой".
Исполнитель повторно письмом N106 от 19 июня 2023 года уведомил Заказчика о ситуации сложившейся с обеспечением объекта строительства нормативной документацией регламентирующей организацию и проведение строительно-монтажных работ по участкам строительства, имеющихся замечаниях к предоставленным на согласование документам, обратив внимание на отсутствие утверждённой в установленном порядке рабочей документации, и отсутствие технологических карт на большинство технологических процессов, не предоставление подрядной организацией приказов на ответственных лиц и их отсутствие на участках проведения работ.
На сегодняшний день на большинстве участков строительства подрядчиком проводятся строительно-монтажные работы, однако, документов о проведении входного контроля применённых материалов, операционного контроля выполняемых работ, актов освидетельствования скрываемых работ и исполнительной документации на выполненные подрядчиком работы специалистам строительного контроля ООО ТД "Д-Марк" не предоставляются.
Исполнитель письмом N108 от 21 июня 2023 года уведомил Заказчика об отсутствии утверждённой исполнительной документации на объекты строительства.
Исполнитель в очередной раз письмом N109 от 30 июня 2023 года уведомил Заказчика о ситуации сложившейся с обеспечением объекта строительства нормативной документацией регламентирующей организацию и проведение строительно-монтажных работ по участкам строительства, имеющихся замечаниях к предоставленным на согласование документам, обратив внимание на отсутствие утверждённой в установленном порядке рабочей документации и отсутствие технологических карт на большинство технологических процессов, не предоставление подрядной организацией приказов на ответственных лиц и их отсутствие на участках проведения работ. В связи с тем, что Подрядчик не оформляет и не предоставляет документы о проведении входного контроля применённых материалов, операционного контроля выполняемых работ, актов освидетельствования скрываемых работ и исполнительной документации на выполненные подрядчиком работы в адрес ООО ТД "Д-Марк", специалисты строительного контроля не имеют возможности надлежащим образом оказывать и документально оформлять факт оказания услуг.
Исполнитель в очередной раз письмом N113 от 27 июля 2023 года уведомил Заказчика о ситуации сложившейся с обеспечением объекта строительства нормативной документацией регламентирующей организацию и проведение строительно-монтажных работ по участкам строительства, имеющихся замечаниях к предоставленным на согласование документам, обратив внимание на отсутствие утверждённой в установленном порядке рабочей документации и отсутствие технологических карт на большинство технологических процессов, не предоставление подрядной организацией приказов на ответственных лиц и их отсутствие на участках проведения работ. Отсутствие согласованного проекта производства работ на объекте.
После неоднократных письменных обращений исполнителя к Заказчику о имеющихся недостатках как в проектной и рабочей документации, так и производством строительно-монтажных работ на объекте, с целью исключения направления Исполнителем в письменном виде замечаний, Заказчиком был создан чат в телеграмм канале сети интернет имеющим следующее наименование "АПВГК ЯНАО" - автоматический пункт весового и габаритного контроля, в который были включены представителя Заказчика, подрядчика, субподрядные организации, уполномоченные представители строительного контроля которые ежедневно выкладывали информацию по объектам строительства (объёмы выполненных работ, фотоматериалы, замечания к выполняемым работам), которые Заказчик пытался устранить в ручном режиме, с целью скрыть факт отсутствия необходимой исходно-разрешительной документации на объекте и реализовать строительство объекта, освоить финансирование, продемонстрировать эффективность работы Заказчика при реализации объекта.
Письмом от 24 августа 2023 года N89-2851/01-08/5382 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию об уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнение обязательств по государственному контракту.
Письмом от 28 августа 2023 года N89-2851/01-08/5457 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 05 сентября 2023 года N162 Исполнитель в ответ на претензию от 24 августа 2023 года направил свои возражения с обоснованием необоснованности направленной претензии.
Письмами N163 и N164 от 05 сентября 2023 года Исполнитель в ответ на односторонний отказ от исполнения контракта направил Заказчику свои возражения с
обоснованием необоснованности одностороннего отказа от исполнения контракта, в которых пояснил следующее:
05.08.2023 и 07.08.2023 г. письмами (исх. N163 и 164) ООО ТД "Д-Марк" посредством Единой информационной системы сообщило Заказчику о необоснованности замечаний и предоставило информацию о наличии собственной лаборатории для проведения лабораторных исследований в рамках оказания услуг по строительному контролю.
В обоснование своего решения Заказчик указал 2 основания:
1 основание: Заказчик ссылается на нарушение требований пунктов 6.2.11 и 6.2.12 контракта, указывая, что письмами от 13.08.2023 и 21.08.2023 ПАО "Ростелеком" уведомило Заказчика и Исполнителя о необходимости освидетельствования скрытых работ на участках:
- участок N 6: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 715+750 (в период с 14.08.2023 по 15.08.2025);
- участок N 7: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 729+558 (в период с 16.08.2025 по 19.08.2025 и 21.08.2025)
- участок N 9: автомобильная дорога Подъезд к г. Ноябрьск, км 0+850 (в период с 14.08.2025 по 26.08.2025);
- участок N 10: автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 9+100 (в период с 14.08.2023 по 26.08.20235).
В период с 14.08.2025 по 15.08.2023 на участке N р: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой, км 715+750 и в период с 16.08.2023 по
19.08.2023 и 21.08.2023 на участке N 7: автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок
Коротчаево - Новый Уренгой, км 729+558, на участке N 9: автомобильная дорога Подъезд к г. Ноябрьск, км 0+850, на участке N 10: автомобильная дорога Ноябрьск - Вынгапуровский, км 9+100, в соответствии с протоколами выездной комиссии от 14.08.2025, 15.08.2023, 16:08.2023, 17.08.2023, 18.08.2023, 19.08.2023, 21.08.2023, 25.08.2023, 26.08.2023 произведено освидетельствование скрытых работ на участках производства работ N 6, N 7, N 9, N 10 с участием представителей ПАО "Ростелеком" и Дирекции, представители со стороны строительного контроля на момент освидетельствования скрытых работ на Объектах отсутствовали.
Таким образом, в нарушение требований пунктов 6.2.11 и 6.2.12 Контракта, Исполнителем не обеспечено постоянное нахождение представителя Исполнителя на Объекте, а также не обеспечено присутствие представителя Исполнителя во время освидетельствования скрытых работ. По состоянию на 28.08.2023 работники Исполнителя на данных участках автомобильных дорог отсутствуют, к работам до настоящего времени не приступили.
Так в письмо ПАО "Ростелеком" N0507/05/3111/23 от 13.08.2023 г. направлено на электронный адрес ООО ТД "Д-Марк", только 15.08.2023 г. (Приложение N 4 скриншот с электронной почты) Соответственно уже после начала действия Комиссия с участием представителей ПАО "Ростелеком" и ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО".
Кроме того, в письмах N0507/05/3111/23 от 13.08.2023 и N0507/05/5204/23 от 21.08.2023 ПАО "Ростелеком" содержалась информация о том, что "Подрядчик приступает к выполнению последующих работ, только после приемки (освидетельствования) в установленном порядке скрытых работ и составления соответствующих актов". В связи с вышеизложенным просим Вас назначить ответственного за приемку (освидетельствование) скрытых работ со стороны Заказчика и Строительного Контроля (ООО ТД "Д-Марк")".
При этом, как указано в абз.3 ст.3 решения от 28 августа 2023 года N89-2851/01- 08/5457 в соответствии с требованиями пункта 3.1 Технического задания Исполнителем письмом от 26.05.2023 N 91 направлен в адрес Заказчика Приказ от 16.05.2023 N 7 "О назначении специалистов на оказание услуг по осуществлению строительного контроля". Соответственно назначение повторно (отдельным приказом) ответственных лиц не требовалось.
Так же, в письмах ПАО "Ростелеком" содержатся отличные даты проведения освидетельствования скрытых работ, чем их фактическое проведение, так, например, по
участку N6 датой начала работ указано 15.08.2023, а в одностороннем отказе заказчика указывается, что Комиссия с участием представителей ПАО "Ростелеком" и Дирекции, производила свою деятельность с 14.08.2023 г. без включения в состав представителя ООО ТД "Д-Марк" и его уведомления. При том, что у Заказчика имелась информация о специалистах согласно Приказа N7 ООО ТД "Д-Марк".
Несмотря на направленные обращения N 94 и N 95 от 07.06.23 (и другие) в которых ООО ТД "Д-Марк" информировало Заказчика о ситуации, сложившейся с обеспечением объекта строительства нормативной документацией, регламентирующей организацию и проведение строительно-монтажных работ, до настоящего времени ни Проектной ни Рабочей документации утверждённой в установленном порядке в адрес ООО "ТД Д-Марк" от Заказчика не поступало.
По результатам проведённой проверки ООО ТД "Д-Марк" специалистами, осуществляющими строительный контроль даны пояснения по факту ежедневного присутствия на объектах строительства и отсутствию документального оформления скрытых работ при их освидетельствовании.
Соответственно, доводы Заказчика опровергаются фактическими обстоятельствами дела и представленными документами Исполнителя, в которых Исполнитель неоднократно уведомлял Заказчика о том, что какие-либо акты во время производства работ на объектах не оформляются, а будут изготавливаться Подрядчиком и субподрядными организациями по окончанию строительства, в связи с необходимость проведения работ по корректировке проектной и подготовке рабочей документации.
2 основание: Заказчик указывает, что им был направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих компетентность собственной /привлеченной испытательной лаборатории по договору. На указанный запрос исполнителем представлены копия договора с ООО "Ямал контроль" на оказание услуг строительной лаборатории от 22.06.2025 N 2206/ЯК-25-306 и копия договора с ООО "ДорТехЭксперт" на оказание услуг испытательной лаборатории.
Соответственно ООО ТД "Д-Марк" предоставило подтверждение возможности исполнения контракта в части проведения необходимых лабораторных испытаний.
Кроме того, исполнителем проводились и представлялись Заказчику все необходимые протоколы испытаний используемых на объекте материалов.
Указание Заказчиком о непринятии представленных протоколов от 25.07.2023 N 16.07/001, от 03.08.2023 NN 19.07/001, 19.07/002, 19.07/003, 19.07/004, 19.07/005, 19.07/006, 19.07/007 от 09.08.2023 N 20.07/001, 20.07/002, 20.07/003, 20.07/004, 20.07/005, от 11.08.2023 N 10.08/001 на основании того, что в соответствии с решением от 08.07.2023 N ПК2-406 приостановлено действие аккредитации ООО "ДорТехЭксперт", в связи с несоответствием аккредитованного лица критериям аккредитации, основано на неверной оценке представленных документов.
Так, испытательная лаборатория ООО "ДорТехЭксперт" имеет аккредитацию в двух системах: аттестат NРОСС RU.3369.04УЩ00/ИЛ.23-0070 в системе сертификации "ЕвроСтандарт" и аттестат NRA.RU.21ЧЦ53 в Федеральной службе по Аккредитации. Протоколы испытаний от 23.07.2023, 03.08.2023, 09.08.2023, 11.08.2023 были выданы ООО "ДорТехЭксперт" под знаком аккредитации в системе "Евро-Стандарт" (NРОСС RU.3369.04УЩ00/ИЛ.23-0070). Испытания, проводимые в рамках аттестата аккредитации NRA.RU.21ЧЦ53, относятся к сертификации продукции, а также к судебным экспертизам, относительно качества строительной продукции, которые при подготовке протоколов испытаний материалов, представленных Исполнителем Заказчику, не использовались.
Соответственно, протоколы испытаний материалов выданы в соответствии с действующей аккредитацией ООО "ДорТехЭксперт", действие которой не приостанавливалось, обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, по мнению ООО ТД "Д-Марк", доводы Заказчика в части принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заключенного с Исполнителем на оказание услуг строительного контроля являются не обоснованными.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе (N44-ФЗ) Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С даты принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта N 89-2851/01-08/5457/23 (в 10-дневной срок определенным для устранения замечаний, указанных в одностороннем отказе), ПАО "Ростелеком" письмом от 05.09.2023 N 0507/05/3397/23 направило аналогичную просьбу с назначением ответственного и проведении скрытых работ 05.09.2023 г. на объектах: - Участок N6, автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой - км 715+750. Копка траншеи механизированным способом 33 метров. Укладка ПНД трубы 63 - 33 метра.
Вместе с тем, работы в 05.09.2023 ПАО "Ростелеком" не проводились, представитель ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" отсутствовал, о чем было сообщено заказчику письмом N160 от 05 сентября 2023 года (направлено на электронную почту 06.09.2023 г).
05.08.2023 и 07.08.2023 письмами (исх. N163 и 164) ООО ТД "Д-Марк" посредством ЕИС сообщило об необоснованности замечаний и предоставило Заказчику информацию о наличии собственной лаборатории (номер свидетельства АЦЛНК-5-00078 от 07 сентября 2023 года) для проведения лабораторных исследований в рамках оказания услуг по строительному контролю.
Таким образом, по мнению Исполнителя, в установленный законом в 10-дневной срок ООО ТД "Д-Марк" устранило все замечания, указанные Заказчиком в решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем в нарушение требований закона о закупках Заказчик решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не отозвал и контракт был расторгнут.
Исполнитель считает, что действия заказчика не соответствуют требования и нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как при принятии решения, так и в период вступления решения в силу.
Просит обратить внимание, что 14 августа 2023 года на сайте в сети интернет по адресу https://www.roseltorg.ru/procedure/32312669695 ПАО "Ростелеком" размещена закупка (запрос цен) на выполнение работ по корректировке проектной и подготовке рабочей документации по объекту: "Капитальный ремонт 9 участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа" с начальной ценой договора 6 075 420,00 рублей и сроком выполнения работ 1 (один) месяц. Протокол подведения итогов запроса цен был опубликован ПАО "Ростелеком" 22 августа 2023 года. Факт размещения подрядной организацией в рамках исполнения контракта заключенного между Заказчиком - Государственным казённым учреждением "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" и ПАО "Ростелеком" свидетельствует о том, что по состоянию как минимум на 22 августа 2023 года как у ПАО "Ростелеком", так и у Государственного казённого учреждения "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" отсутствовала проектная и рабочая документация по объекту: "Капитальный ремонт 9 участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа", что подтверждает факт неисполнения Заказчиком - Государственным казённым учреждением "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" обязанностей установленных пунктом 6.1.2 контракта по передаче Исполнителю проектной, разрешительной и иной документацию необходимой для оказания услуг по настоящему Контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, объеме и порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать Подрядчику содействие в выполнении работы.
ООО ТД "Д-Марк" указывает, что было зарегистрировано в установленном законом порядке 17 апреля 2015 года. На протяжении 8 лет осуществления предпринимательской деятельности общество являлось участником и исполнило более 40 (сорока) государственных и муниципальных контрактов. В том числе, общество являлось исполнителем по контрактам аналогичным предмету закупки, на выполнение работ по оказанию услуг строительного контроля, в том числе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
По состоянию на 15 сентября 2023 года ООО ТД "Д-Марк" находятся в статусе "Исполнение" 12 (двенадцать) контрактов на оказание услуг строительного контроля за строительством объектов.
Все вышеизложенное, по мнению Исполнителя, свидетельствует о добросовестности ООО ТД "Д-Марк".
ООО ТД "Д-Марк" считает, что представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства, возникшие при исполнении контракта, свидетельствуют о том, что общество не имело намерения не исполнить или уклонялось от исполнения контракта.
Заказчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.09.2023 NММ/2605/23 представил пояснения по делу N 089/10/104-665/2023, где привел в качестве обоснования одностороннего отказа от исполнения контракта доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от 28.08.2023 года.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.8.5 контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.05.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 343.4167/23.
28.08.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
28.08.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 08.09.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт N 343.4167/23 заключен 16.05.2023.
Согласно п.1.1. контракта Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Объект), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту). Государственный заказчик обязуется принять и оплатить услуги по проведению строительного контроля (далее - услуги) в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлены.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что нарушение сроков выполнения работ могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации государственного контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО ТД "Т-Марк".
Исполнитель неоднократно информировал Заказчика о необходимости корректировки проектной и подготовки рабочей документации.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО ТД "Д-Марк", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Также Комиссией было установлено, что в производстве Арбитражного суда рассматривается дело по исковому заявлению ООО ТД "Д-Марк" к ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" г. Салехард об оспаривании решения от 28.08.2023 N 89-2851/01-08/5457 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО ТД "Д-Марк", представленную Заказчиком - Государственное казённое учреждение "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта 6 000 000,00 рублей, (извещение N 0190200000323004167), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 сентября 2023 г. N 089/10/104-665/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023