Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
При участии в формате ВКС:
от Представителя Заказчик, по доверенности;
от Представителя Исполнителя, по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" г. Салехард (ИНН 8901025333) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 5671 от 29.05.2023 на выполнение работ по промывке и о прессовке систем отопления, цена контракта 92 117,66 рублей, (извещение N 0190200000323005671), с ИП. Албул В.Б (ИНН 860790131699) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вход N 89-176-00231/01-08/3552 от 23.08.2023).
Из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30 августа 2023 г следует, что в установленный Контрактом срок 15 августа 2023 года обязательства Исполнителем не были исполнены. 18.08.2023 года в адрес Исполнителя была направлена Претензия (требование) N 89-1652/01-08/10042 о нарушении условий Контракта, с требованием в срок по 25.08.2023, предоставить сведения о ходе исполнения Контракта, с приложением подтверждающих документов, а также сведения о планируемой дате исполнения Контракта.
Исполнитель на требование Претензии не отреагировал. По истечению установленного Претензией срока обязательства Исполнителем не исполнены.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с пп. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и п. 7.3. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и пунктами 12.1 и 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.09.2023 NЕГ/2593/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-654/2023 (далее-пояснение).
Из пояснений следует, что между Исполнителем и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N5671 от 29.05.2023 на выполнение работ по промывке и опрессовке систем отопления.
При принятии решения участвовать в торгах получения права на исполнение предлагаемых работ, Исполнитель изучил место нахождения объекта по карте навигатора (скриншот на трех листах прилагается). Исполнитель уже выполнял работы в ЯНАО. Предстояло провести аналогичные работы в городах Губкинский, Новый Уренгой и Надым, и в с. Толька Красноселькупского района Исполнителю.
Исполнитель сообщил, что обычно перед подачей заявки на участие он созванивается с Заказчиком с целью получить информацию о состоянии объекта и возможности доставки оборудования. Исполнитель сообщил, что телефон, указанный на сайте площадки не отвечал, после двух дней попыток дозвониться. Исполнитель на свой страх и риск, надеясь на данные навигатора подал заявку на участие в торгах.
В итоге Исполнитель выиграл в одно предложение.
После заключения контракта Исполнитель выяснил, что добраться до села Толька, можно только добравшись до Салехарда, а потом предстояло двое суток добираться по реке. Исполнитель решил искать субподрядчика. У представителя Заказчика взял телефон ООО "ЯмалЭнерго" которое является монополистом этого района в проведении данного вида работ. В телефонных переговорах с представителем данного предприятия Исполнителю пообещали найти решение его вопроса. После продолжительных обещаний, а именно после того, как 18.08. 2023 г за N 89-1652/01-08/10042/ мне была направлена претензия от ТКУ 11C ЯНАО, Исполнителю представитель ООО "ЯмалЭнерго" в разговоре сообщил, что эту работу они могут выполнить за три цены, то есть за 270 000 руб. Таких средств па выполнение этих работ у Исполнителя не было как и времени на выполнение обязательств по контракту.
Факт невыполнения обязательств по государственному контракту N 5671 от 29.05.2023 года Исполнитель признает.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.7.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и пунктами 12.1 и 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
29.05.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 5671.
31.08.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.09.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 12.09.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1.3. Контракта срок выполнения работ - с даты заключения государственного Контракта по 15.08.2023 г. Место выполнения Работ: Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Красноселькупский район, с. Толька, ул. Механизаторов, д. 1.
В установленный Контрактом срок 15 августа 2023 года обязательства Исполнителем не были исполнены.
18.08.2023 года в адрес Исполнителя была направлена Претензия (требование) N 89-1652/01-08/10042 о нарушении условий Контракта, с требованием в срок по 25.08.2023, предоставить сведения о ходе исполнения Контракта, с приложением подтверждающих документов, а также сведения о планируемой дате исполнения Контракта.
04.09.2023 года в адрес Исполнителя была направлена Претензия (требование) N 89-1652/01-08/10648, с требованием в уплате штрафа.
Исполнитель на требование Претензии не отреагировал. По истечению установленного Претензией срока обязательства Исполнителем не исполнены.
30 августа 2023 года ГКУ ПС ЯНАО сформировала решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с ИП Албул В.Б.
По информации Заказчика в связи с тем, что Исполнитель не выполнил условия Контракта это негативно повлияло на уровень материально технического обеспечения, в части подготовки здания пожарного депо к осенне-зимнему периоду (в данный момент здание отключено от централизованной системы отепления по причине не проведенной промывки внутренней системы отопления).
Исполнитель полностью понимал и осознавал характер и объемы работ, полностью был согласен с условиями Контракта, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средства доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, конструкций и оборудования, строительной техники, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (работы не выполнены).
Своим бездействием Исполнитель не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на Исполнителя санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения Поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Также Исполнителем не представлены объяснения и доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП. Албул В.Б (ИНН 860790131699), по обращению ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" г. Салехард (ИНН: 8901025333) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 5671 от 29.05.2023 на выполнение работ по промывке и о прессовке систем отопления, цена контракта 92 117,66 рублей, (извещение N 0190200000323005671), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП. Албул В.Б (ИНН 860790131699), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 сентября 2023 г. N 089/10/104-664/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023