Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<______>
<______>
<______>
рассмотрев направленное Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 2040эа от 21.03.2023 года на выполнение работ по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта: Хирургический корпус N 2, ул. Муравленко, 42-а, цена контракта 199 302,06 рублей (извещение N 0190200000323002040), с ИП Елисеева Т.В. (ИНН 720300273040) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и уведомление Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Уведомления от 30.08.2023 года N 891865/01-08/21351 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что между ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" и ИП Елисеева Т.В. по результатам электронного аукциона заключен контракт N 2040ЭА от 21.03.2023 г. на выполнение работ по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта: Хирургический корпус N 2, ул. Муравленко, 42-а.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта: Хирургический корпус N 2, ул. Муравленко, 42-а (далее - работа) согласно приложениям 1-3, а Заказчик обязуется принять работу.
Пунктом 3.1. контракта предусмотрен срок выполнения работ - 30 календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком.
Заказчиком в адрес Подрядчика заявка с просьбой, приступить к производству работ по контракту была направлена 07.06.2023 года (исх. N 89-1865/01-08/14658), соответственно датой завершения работ является 07.07.2023 г.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта Подрядчик обязан до начала производства работ назначить ответственного по объекту за пожарную безопасность и технику безопасности и предоставить Заказчику документальное подтверждение о назначении; для получения доступа на объект для выполнения работ в течение двух рабочих дней обязан предоставить Заказчику списки специалистов, которые будут задействованы на объекте, а также номеров автомашин, подвозящих материалы, оборудование и другие грузы для выполнения работ; предварительно согласовывать с Заказчиком приобретаемые и используемые материалы (строительные и отделочные) до начала выполнения работ с предоставлением сертификатов. Выполнить все работы, указанные в п. 1.1 Контракта, в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, с соблюдением требований охраны труда, экологических, строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Однако в установленный Контрактом срок (с даты заявки) Подрядчиком не согласованы с Заказчиком приобретаемые и используемые строительно-отделочные материалы, а также Подрядчик не приступил к выполнению работ.
30.06.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо (исх. N 89- 1865/01-08/16420) с требованием приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом, согласно заявки от 07.06.2023 г. Однако Подрядчик к выполнению работ не приступил, ответ на направленное письмо не предоставил.
10.07.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика повторно направлено письмо (исх. N 89-1865/01-08/17226) с требованием приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом, согласно заявки от 07.06.2023 г. Однако Подрядчик к выполнению работ не приступил, ответ на направленное письмо не предоставил.
11.08.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо (исх. N 89-1865/01-08/19940) с требованием приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом, согласно заявки от 07.06.2023 г. Однако Подрядчик к выполнению работ не приступил, направленное Заказчиком письмо проигнорировал, ответ не предоставил.
На день вынесения уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик к выполнению работ, предусмотренных п. 1.1. контракта так и не приступил, срок завершения работ истек 07.07.2023 г.
Заказчиком неоднократно были направлены в адрес Подрядчика письма с требованием приступить к выполнению работ в рамках исполнения контракта 2040ЭА от 21.03.2023 г.
В соответствии с п. 13.7. контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного Заказчик уведомил ИП Елисеева Т.В. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письменных пояснениях, направленных в Ямало-Ненецкое УФАС России (исх. N 891865/01-08/22544 от 14.09.2023 года), Заказчик поддержал свои доводы, приведенные в уведомлении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 14.09.2023 NММ/2610/23, направленное на адрес электронной почты mrubcovask@yandex.ru письменные объяснения по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не представил, на заседание комиссии представитель Исполнителя не направлен.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.13.7 контракта от 21.03.2023 года N 2040эа Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.03.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 2040эа (далее - Контракт).
30.08.2023 было принято уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.08.2023 уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе.
Таким образом, 30.08.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 11.09.2023 года.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения договора размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС договор имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения договора 12.09.2023 года.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 21.03.2023 года.
Согласно п.1.1. контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта: Хирургический корпус N 2, ул. Муравленко, 42-а (далее - работа) согласно приложениям 1-3, а Заказчик обязуется принять работу.
В соответствии с п. 4.1. контракта Подрядчик обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности выполненной работы к сдаче в срок не позднее срока окончания выполнения работы, этапа выполнения работы.
Уведомление Подрядчика о готовности выполнения работы к сдаче должно быть подписано руководителем Подрядчика (иным уполномоченным лицом).
В соответствии с п. 3.1. контракта Срок выполнения работ - 30 календарных дней с момента заявки Заказчика, Заказчик вправе направить заявку по 24.10.2023 года.
Согласно представленным материалам дела, Заказчик неоднократно направлял в адрес Подрядчика претензии с требованием приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом.
В данном случае Подрядчиком не представлены доказательства того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру спорных обязательств и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства по контракту N 2040эа от 21.03.2023.
Невыполнение в данном случае Подрядчиком требований закона влечет невозможность исполнения договора, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Подрядчик рассчитывал для своевременного их выполнения).
Таким образом, на момент заключения контракта Подрядчик не оценил свою возможность исполнить принятые по договору обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия договора, что свидетельствует о недобросовестном поведении Подрядчика при исполнении договора.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить договор, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по договору установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ИП Елисеева Т.В. (ИНН: 720300273040) размещена в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Елисеева Т.В. (ИНН 720300273040) по обращению ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" (ИНН 8905018707) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 21.03.2023 г. N 2040эа на выполнение работ по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта: Хирургический корпус N 2, ул. Муравленко, 42-а, цена контракта 199 302,06 рублей, (извещение N 0190200000323002040), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Елисеева Т.В. (ИНН: 720300273040) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 сентября 2023 г. N 089/10/104-671/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023