Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "АльянсМедСервис" на действия ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Комплекс томографический рентгеновский, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423006001),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что по совокупности требований установленных заказчиком к характеристикам закупаемого товара описанию объекта закупки соответствует медицинское оборудование только одного производителя - НИПК "Электрон" (Российская Федерация), в частности не установлено требование о наличии инъектора для введения контрастного вещества, в то время как в ГОСТ Р 55771-2013 такой показатель содержится. Согласно регистрационного удостоверения КТР НИПК "Электрон" (РФ) не предусмотрен инъектор для введения контрастного вещества. Кроме того, податель жалобы полагает, что Заказчиком не применен код позиции КТРУ 26601111900000028, который подлежал обязательному применению с 08.09.2023, при этом учитывая, что в извещение о закупке вносились изменения 11.09.2023 г., заказчик должен был при описании объекта закупки применить соответствующую позицию КТРУ. Также заявитель указал, что описание объекта закупки не содержит обоснования использования показателей не предусмотренных ГОСТ Р 55771-2013.
В заседании Комиссии представителями заявителя заявлен довод о возможном завышении начальной (максимальной) цены контракта, мотивированный тем, что Комплекс томографический рентгеновский НИПК "Электрон" (РФ) в котором отсутствует инжектор для введения контрастного вещества стоит дешевле по сравнению с аналогами в которых такой значимый показатель присутствует, при этом указанная в извещении НМЦК соответствует рыночным ценам на медицинское оборудование как раз с наличием инъектора. В этой связи заявитель просит Комиссию антимонопольного органа проверить правильность расчета цены контракта.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку сформировано на основании потребности лечебного учреждения в закупаемом медицинском оборудовании, указал следующее.
Инъектор для введения контрастного вещества является отдельным медицинским изделием и может поставляться как отдельно, так и быть включенным в комплекс томографический. Инъектор для введения контрастного вещества в настоящее время есть в лечебном учреждении и в приобретении его у больницы потребности нет, в связи с чем закупка объявлена на комплекс томографический рентгеновский без инъектора для введения контрастного вещества. Установленные требования к характеристикам объекта закупки не противоречат ГОСТ Р 557711-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1549-ст) (далее- ГОСТ Р 557711-2013). Характеристикам закупаемого товара соответствует оборудование не менее трех производителей:
-Комплекс томографический рентгеновский, производства АО "НИПК "Электрон", Россия;
-Томограф рентгеновский компьютерный с принадлежностями, производства Неусофт Медикал Системс Ко., Лтд., Китай;
-Томограф рентгеновский компьютерный VENTUM, производства ЗАО "Адвин Смарт Фэктори", Беларусь.
На дату размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий: Комплекс томографический рентгеновский, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (06.09.2023) обязательное применение кода КТРУ26601111900000028 не установлено, в связи с чем код указанной позиции КТРУ Заказчиком не применен. Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана на основании полученных коммерческих предложений от потенциальных поставщиков с учетом описания объекта закупки.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Указал, что на участие в закупке поступило 3 заявки, 2 признаны соответствующие Извещению о проведении закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы и сведения, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах Заказчика предметом которого является поставка медицинского изделия: на поставку медицинских изделий: Комплекс томографический рентгеновский, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта 62 150 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 06.09.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423006001.
В Описании объекта закупки на поставку медицинских изделий (Приложение N 1 к извещению об электронном аукционе) заказчиком определены следующие требования к закупаемому товару: диаметр апертуры не менее 720 мм, угол наклона гантри + 30 градусов, расстояние фокус-детектор не менее 1040 мм, вес системы (гантри) не более 1800 кг, минимальное время оборота рентгеновской трубки не более 0,5 с, количество одновременно получаемых срезов не менее 64 шт, количество линеек детекторов, не менее 32 шт, и т.д.
Согласно протоколу подведения аукциона N 0167200003423006001 от 19.09.2023 г. на участие в закупке поступило 3 заявки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям установленным в извещении об осуществлении закупки, при этом снижение начальной максимальной цены контракта составило 2,04 %.
Не соглашаясь с доводом о наличии только одного производитель заказчик указал, что описание объекта закупки составлено с учетом потребности лечебного учреждения в закупаемом медицинском оборудовании, при этом установленным техническим характеристикам соответствует продукция, как минимум трех производителей:
-Комплекс томографический рентгеновский, производства АО "НИПК "Электрон", Россия;
-Томограф рентгеновский компьютерный с принадлежностями, производства Неусофт Медикал Системс Ко., Лтд., Китай;
-Томограф рентгеновский компьютерный VENTUM, производства ЗАО "Адвин Смарт Фэктори", Беларусь.
В свою очередь в заседании Комиссии представитель заявителя с позицией заказчика о наличии на рынке нескольких производителей закупаемого товара не согласился, однако письменных, относимых к делу доказательств опровергающих утверждение заказчика об обратном в материалы дела не предоставил.
Заявителем также не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком требований к закупаемому товару. Как следует из пояснений заказчика инъектор для введения контрастного вещества уже имеется в лечебном учреждении и в дополнительном приобретении его у больницы потребности нет, в связи с чем закупка объявлена на комплекс томографический рентгеновский без инъектора для введения контрастного вещества.
Учитывая, что заявителем не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют как минимум 3 производителя, в связи с чем довод заявителя о том, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя, Комиссия признает необоснованным.
В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что в зависимости от своих потребностей заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, исходя из своих потребностей, а в компетенцию Комиссии не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, в связи с чем, действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду (потребность) заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что предъявленные заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемое оборудование. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
В части довода заявителя о не применении позиции КТРУ 26601111900000028, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе (ЕИС) на 20.09.2023- дата начала обязательного применения позиции каталога КТРУ (далее также-Каталог) 26601111900000028- с 19.10.2023 г., при этом извещение об электронном аукционе N 0167200003423006001 размещено в ЕИС 06.09.2023.
При этом, утверждение заявителя о том, что после внесения изменений в извещение о проведении закупки 11.09.2023 заказчику следовало применить указанную позицию КТРУ, является ошибочным, поскольку соответствующая позиция подлежит обязательному применению только с 19.10.2023 (с учетом последней редакции позиции каталога), в связи с чем довод заявителя, Комиссия признает несостоятельным.
Также Комиссия отмечает, что позиции КТРУ на Комплекс томографический рентгеновский не предусматривают обязательность установления в описании объекта закупки "инъектор для введения контрастного вещества", так как в Каталоге эта характеристика определена как "неважно".
Довод заявителя о том, что описание объекта закупки не содержит обоснования указанных заказчиком дополнительных характеристик товара не указанных в ГОСТ Р 557711-2013, Комиссия признает несостоятельным, поскольку по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе такое обоснование должно содержаться в описании объекта закупки в случае использования других показателей (характеристик) товара, прямо не предусмотренных в государственном стандарте. При этом заявитель не указал, какие именно характеристики, отличные от предусмотренных ГОСТ Р 557711-2013 были установлены в описании объекта закупки.
Довод заявителя о возможном завышении начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия оставляет без рассмотрения в силу отсутствия полномочий на осуществление контроля за соблюдением требований законодательства к обоснования начальной (максимальной) цены контракта, поскольку в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе такими полномочиями обладают исключительно органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АльянсМедСервис" на действия ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Комплекс томографический рентгеновский, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер закупки 0167200003423006001) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 сентября 2023 г. N 072/06/44/148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023