Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью авиакомпания "Атом" (далее - ООО "Атом", заявитель): ... (представитель по доверенности);
от заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 15 ГОРОДА НЕРЮНГРИ" (далее - МБОУ СОШ N 15, заказчик): ... (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ООО "Атом" на действия (бездействие) заказчика МБОУ СОШ N 15 при проведении электронного аукциона на замену наружного освещения МБОУ СОШ N 15 (извещение N 0816300017023000182), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Атом" на действия заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Описание объекта закупки сформированное заказчиком противоречит Закону о контрактной системе, а именно пп.3.1, пп.3.2;
2. Заказчиком нарушен порядок формирования и определения начальной (максимальной) цены контракта.
Просил признать жалобы обоснованной.
В ходе рассмотрения дела жалобы представитель заказчика пояснила, что с доводами жалобы согласна.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816300017023000182 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" - 01.09.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 961 940,00 рублей.
4. Согласно протоколу подведения итогов от 13.09.2023 года на участие в закупке подано две заявки, которые соответствуют требованиям.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "АТОМ" обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части того, что описание объекта закупки сформированное заказчиком противоречит Закону о контрактной системе, а именно пп.3.1, пп.3.2 признан обоснованным на основании следующего:
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что пунктами 3.1, Описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее:
1. |
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ |
|
3.1 |
Объем выполняемых работ |
При проведении работ по замене освещения должны быть выполнены работы, содержание и объёмы которых указаны в ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ в следующей последовательности: - проведение до начала выполнения работ Подрядной организацией (далее "Подрядчик") обследование Объекта, - уточнение видов и объемов работ, выполняемых в соответствии с сметой документацией контракта; - получение технических условий, разрешений, согласований, справок и прочей документации, необходимых для выполнения работ на Объекте с предварительным письменным уведомлением Заказчика; - согласование с Заказчиком применяемых материалов и оборудования до выполнения работ на Объекте, с предоставлением обосновывающих документов о стоимости применяемых материалов и оборудования; - разработка и согласование с Заказчиком Проекта производства работ (ППР); - выполнение работ по замене уличного освещения Объекта; - подготовка исполнительной документации, актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ. При этом, работы, которые не были прямо учтены в ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и/или не были предусмотрены Подрядчиком при подготовке ППР и иной документации, необходимой для выполнения работ, но их выполнение является обязательным в целях соблюдения технологической последовательности выполнения работ, порученных Подрядчику, и/или необходимость их выполнения вытекает из требований законодательства РФ, ведомственных нормативов, представленной Заказчиком Подрядчику документации (ТЗ, решения, документация об объекте, ремонтная, технологическая и нормативно-техническая документация и т.д.), не признаются дополнительными и выполняются Подрядчиком за свой счет. Работы, не предусмотренные Подрядчиком при подготовке ППР и иной документации, необходимой для выполнения работ по договору, также не являются дополнительными и выполняются Подрядчиком за свой счет. |
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя указал на то, что выявленные дополнительные работы в ходе проведения осмотра объекта не входящие в ЛОКАЛЬНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ (СМЕТА) N 02-01-01 не будут признаваться дополнительными и будут выполняться за счет подрядчика.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что Локальная смета является первичным документом, который устанавливает не только общую стоимость, но и стоимость отдельного вида работ, полный перечень предполагаемых работ, необходимых материалов, их цены на принятую единицу измерения, и прочее.
Пунктом 3.2 Описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее:
3.2 |
Требования к последовательности этапов выполнения работ |
Не позднее 5 (пяти) рабочих дней, после заключения Договора, Подрядчик должен разработать и согласовать с заказчиком ППР на капитальный ремонт Объекта в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ППР необходимо отразить выполнение требований нормативных документов. Все ремонтные работы должны быть завершены не 31.10.2023года. Подрядчик обязан вести журнал учёта выполненных работ, своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы, извещая Заказчика, не менее чем за 48 часов, о времени освидетельствования скрытых работ. Своими силами и за свой счет не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до сдачи выполненных Работ в полном объеме Заказчику вывезти за пределы территории, на которой проводились Работы, принадлежащие Подрядчику строительные машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы, инвентарь, строительные материалы, изделия, конструкции, временные здания и сооружения и другое имущество, а также строительный мусор. В ходе выполнения работ Подрядчик на любом этапе производства работ должен обеспечить: - входной контроль поступающих материалов, изделий, конструкций; - текущий контроль технологических процессов при производстве работ; - оперативное информирование Заказчика о ходе выполнения работ и замечаниях, выявленных в процессе их выполнения; - текущий контроль должен включать в себя надзор за правильностью и последовательностью выполнения отдельных технологических операций, а также требуемые замеры. Подрядчик должен организовать проведение текущего контроля при выполнении работ в соответствии с указаниями соответствующих глав строительных норм и правил и проектной документации. Контроль качества работ может быть осуществлён Заказчиком в любой момент. |
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя указал на то, что Проектная документация в состав документации электронного аукциона не включена. Обязанность разработки и стоимость разработки проектной документации не отражены в Локальном сметном расчете (смета) N 02-01-01, Описании Объекта Закупки (Техническом Задании) и Дефектной ведомости объемов работ N 02-01-01.
Из пояснений заказчика следует, что данный пункт описания объекта закупки содержит техническую ошибку.
В связи с вышеизложенным Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки противоречит нормам Закона о контрактной системе и нарушает требования части 1 статьи 33 Закона.
Довод жалобы признан обоснованным.
Довод жалобы в части того, что Заказчиком нарушен порядок формирования и определения начальной (максимальной) цены контракта признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего:
Пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, начальную (максимальную) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта к полномочиям Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, в том числе Якутского УФАС России, не отнесен.
Учитывая, что довод заявителя, изложенный в жалобе, сводится к нарушению заказчиком порядка формирования и определения начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Якутского УФАС России в этой части не правомочна рассматривать, в связи с чем, довод не подлежит оценке Комиссией Якутского УФАС России.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России полагает необходимым перенаправить по подведомственности жалобу в орган внутреннего муниципального финансового контроля для рассмотрения указанного довода ООО "АТОМ" в рамках представленных полномочий.
Довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
Жалоба ООО "АТОМ" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления
Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с этим пп."а" п. 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что заказчиком в извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений":
Объектом закупки является: Замена наружного освещения МБОУ СОШ N 15
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что работы, предусмотренные по данной закупке относятся к благоустройству территории.
В связи с вышеизложенным, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, объект закупки соответствует наименованию, установленному пунктом 9 Приложения к Постановлению N 2571: "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории".
Кроме того, пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиция 9 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, а НМЦК данной закупки - 1 961 940,00 млн. рублей.
Однако, в нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "АТОМ" на действия (бездействие) заказчика МБОУ СОШ N 15 при проведении электронного аукциона на замену наружного освещения МБОУ СОШ N 15 (извещение N 0816300017023000182) частично обоснованной.
Довод жалобы в части того, что описание объекта закупки сформированное заказчиком противоречит Закону о контрактной системе, а именно пп.3.1, пп.3.2 признан обоснованным.
2. Признать заказчика МБОУ СОШ N 15 нарушившим часть 1 статьи 33, часть, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам внеплановой проверки признать заказчика МБОУ СОШ N 15 нарушившим часть 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии уполномоченного учреждения обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
5. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
6. Передать жалобу ООО "АТОМ" по подведомственности в порядке статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в орган внутреннего муниципального финансового контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2023 г. N 014/06/49-1402/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023