Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ЛОГБУЗ "Детская клиническая больница" (далее - Заказчик):
от ИП Тимофеева И.В. (далее - Участник, Предприниматель):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 25.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку перчаток хирургических из латекса гевеи, неопудренные для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ" (далее - запрос котировок).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2023 победителем признан Участник.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из материалов дела следует, что 06.09.2023 в 11:32 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный ст. 51 Закона о контактной, а именно 06.09.2023 12:11 (МСК), Участник подписал проект контракта.
К подписанному контракту было приложено обеспечение в виде письма о добросовестности, включающее реестр из 3 ранее выполненных контрактов. Вместе с тем, данное письмо было прикреплено не надлежащим образом, в нарушение требований ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, Участником предоставлена информация на основании ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, а именно реестровые номера контрактов N2100102710222000105; N2781702913723000030, N 2781902697423000008.
Однако сумма цен указанных контрактов (395 784,60 руб. + 76 193,26 руб. + 92 196,00 руб. =564173,86 (Пятьсот шестьдесят четыре тысячи сто семьдесят три рубля восемьдесят шесть копеек)) составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки 727 160,00 (Семьсот двадцать семь тысяч сто шестьдесят рублей ноль копеек), что не соответствует требованиям статьи 96 Закона о контрактной системе.
В связи с предоставлением победителем недостоверной информации о добросовестности при подписании контракта и не предоставлении победителем закупки обеспечения исполнения контракта, победитель был признан уклонившимся от заключения контракта.
В связи с чем, победитель аукциона не исполнил требование ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе и не предоставил информацию в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из письменных пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контрактов, после публикации итогового протокола Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
Согласно пояснениям Участником ошибочно была допущена техническая ошибка при предоставлении информации в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Участником после обнаружения ошибки на счет Заказчика перечислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 130 от 08.09.2023 г. Также Участником направлено в адрес Заказчика письмо на почту с приложением платежного поручения и обоснованием ошибки в результате человеческого фактора (расчет суммы 3 контрактов от предложения, а не от НМЦК).
Комиссия выявила, что в реестре исполнения контрактов Участника на текущую дату исполнен 41 контракт, а Предприниматель стремился устранить последствия своей ошибки, в результате нет прямых доказательств умышленного включения данных контрактов в письмо о добросовестности.
Из пояснений Участника также следует, что он не имел намерений уклониться от заключения контракта, для выполнения которого имеются все мощности, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик сообщил, что в настоящей закупке имеется участник, который занял второе место, которому направлен проект контракта (ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Комиссией установлено, что Участником предпринимались действия, направленные на заключение контракта, а в материалы дела не представлено других доказательств недобросовестного поведения Участника.
Рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Комиссия, с одной стороны, приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал Участника уклонившимся, поскольку для исполнения ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ требуются реестровые номера контрактов, без штрафных санкций.
Однако, с другой стороны, Комиссия считает, что включение Предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Комиссия находит в материалах дела подтверждения довода Участника о непреднамеренности предоставления ненадлежащего обеспечения.
Хотя предложения и попытки Участника подписать контракт за пределами сроков с иным обеспечением, установленных в Законе о контрактной системе, не могут быть приняты, так как контракт подписывается исключительно посредством электронной площадки (вместе с прикрепленным обеспечением), однако совершение подобных действий Участника учитываются Комиссией при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков и свидетельствует о всевозможных действий Общества исправить сложившуюся ситуацию, что не может однозначно свидетельствовать о его недобросовестности.
Вместе с тем, со своей стороны, Комиссия предупреждает Участника, что участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, Исполнителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, а также статьям по предоставлению надлежащего обеспечения, в противном случае, он несет риск наступления неблагоприятных последствий, в виде включения сведений о нем в РНП.
Ленинградское УФАС, осуществив внеплановую камеральную проверку при проведении вышеуказанной электронной процедуры, не выявила нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, а в закупке имеется участник, занявший второе место.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие неопровержимых оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия рассмотрев материалы дела
РЕШИЛА:
сведения об ИП Тимофеева И.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 сентября 2023 г. N 047/10/104-2753/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023