Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЛЕНТЕХМЕД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Наро-Фоминский перинатальный центр" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию и ремонту медицинского наркозно-дыхательного оборудования и МРТ 2 полугодие (извещение N 0348500001123000268 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение размещено на Официальном сайте - 28.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 504 866,32 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 06.09.2023;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинского оборудования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) подлежит лицензированию.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" утверждены Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий).
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Перечень), утвержден Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий.
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
1. Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения:
ортопедические медицинские изделия;
гастроэнтерологические медицинские изделия;
реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия;
медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
стоматологические медицинские изделия;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
нейрологические медицинские изделия;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
офтальмологические медицинские изделия;
медицинские изделия для оториноларингологии;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для in vitro диагностики;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
урологические медицинские изделия;
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии).
2. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
хирургические инструменты, системы и сопутствующие медицинские изделия;
медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека;
офтальмологические медицинские изделия;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенотерапии);
радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии);
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза.
3. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 3 потенциального риска применения:
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по обслуживанию и ремонту медицинского наркозно-дыхательного оборудования и МРТ".
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинского оборудования (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, по следующим видам деятельности: - монтаж и наладка медицинской техники, - контроль технического состояния медицинской техники. -периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; - ремонт медицинской техники".
Кроме того, Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки установлено, в том числе следующие требования:
1.2. |
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
Лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинского оборудования (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, по следующим видам деятельности: - монтаж и наладка медицинской техники, - контроль технического состояния медицинской техники. -периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; - ремонт медицинской техники. |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень разрешенных видов деятельности в составе лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинского оборудования в соответствии с Постановлением N 2129.
Таким образом, действия Заказчика в части не установившего в извещении о проведении Аукциона и в требованиях к составу и содержанию заявки требование к участникам закупки перечня разрешенных видов деятельности в составе лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинского оборудования в соответствии с Постановлением N 2129, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 3 часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлены требования к оказываемым услугам.
Заказчиком в техническом задании установлены, в том числе следующие виды работ:
- техническое диагностирование
- обновление программного обеспечения и установка опций.
Вместе с тем, в Техническом задании Заказчиком не установлены сроки, условия и порядок проведения данных видов услуг.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части ненадлежащего установления требования к оказываемым услугам противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования.
Заказчиком в техническом задании установлено, в том числе следующее требование:
"1.1.3.3 Исполнитель должен иметь штатных (внештатных) специалистов по следующим видам медицинской техники:
- Оборудование для МРТ имеющееся у заказчика (Аппарат для МРТ GE Optima MR3601.5Т)
- Наркозно-дыхательное оборудование имеющееся у заказчика (Draeger, Mindray, Acutronic, GE Healthcare, Heinen&Lwenstein Leoni) (Подтверждается наличием сертификатов) (при одностороннем отзыве сертификата предоставляется письмо производителя или лица отозвавшего сертификат.) Подтверждением по наличию специалистов являются трудовые и/или гражданско-правовые договоры с соответствующими специалистами. Срок действий договоров должен обеспечивать выполнение работ. (требование ГОСТ Р 57501-2017)".
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Требования к наличию специалистов по отдельным видам техники обусловлены:
- эксплуатационной документацией,
- лицензионными требованиями по техническому обслуживанию медицинской техники,
- п. 5.2. ГОСТ Р 57501-2017 "Исполнитель должен иметь специалистов по всем видам МИ, указанным в перечне МИ, подлежащих ТО. Квалификация специалистов должна быть подтверждена соответствующими удостоверяющими документами"
- п. 5.5. ГОСТ Р 58451-2019 "наличие документов, подтверждающих обучение по соответствующим видам (наименованиям) МИ в организациях, имеющих право осуществлять образовательную деятельность (профессиональную переподготовку, повышение квалификации по ТО соответствующих видов МИ) с установленной периодичностью".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования в описании объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя не представлены документы и сведения, однозначно позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования.
Заказчиком в Техническом задании установлено, в том числе следующее требование:
"6. Требования к объему оказываемых услуг
6.1. Объем оказываемых услуг определяются исходя из перечня и количества медицинского оборудования, подлежащей техническому обслуживанию в соответствии с ниже приведенными в Приложении N1, в виду оборота медицинских изделий (выбытие, приобретение) перечень может быть скорректирован без изменения условий и цены контракта".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части требований к объему оказываемых услуг подобным образом противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив положения извещения о проведении Аукциона, а также документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к объему оказываемых услуг вводят участников закупки в заблуждения, поскольку Приложением N 1 не регламентированы периодичность и сроки оказания услуг, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования.
Заказчиком в техническом задании установлено, в том числе следующее требование:
"6. Требования к объему оказываемых услуг
6.3. Постоянное присутствие не менее 1 инженера с 9:00 до 17:00 в рабочие дни".
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с Техническим заданием Заказчику требуется следующие виды работ по техническому обслуживанию:
1. Плановое периодическое техническое обслуживание, которое описано вПриложение 2 к техническому заданию и включает периодичность оказания услуг для групп оборудования. Данный вид работ на оказание услуг по техническому обслуживанию определяется эксплуатационной документацией на медицинское изделие.
2. Внеплановое техническое диагностирование, внеплановые ремонты (п. 6.1. технического задания), периодичность которых определяется в соответствии с п. 5.6.2.2, п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017, п. 6.1. 6.2. ГОСТ Р 58451-2019. Решение о необходимости проведения ремонта, технического диагностирования (внеплановое диагностирование) и сроках выезда специалиста для проведения технического диагностирования, принимает медицинская организация, эксплуатирующая МИ".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования в описании объекта закупки подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя не представлены документы и сведения, однозначно позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования.
Заказчиком в техническом задании установлено, в том числе следующее требование:
"20 Проверка всех наркозно-дыхательных аппаратов анализатором ИВЛ типа Citrex (аппарат должен быть поверен и внесен в Госреестр средств измерения) или эквивалент с внесением данных измерения в технический акт. Должны быть измерены следующие параметры в различных режимах: пиковое давление вдоха, объем вдоха, объем выдоха, минутных объем, давление выдоха, концентрация кислорода на вдохе, частота дыхания, время вдоха, соотношение вдох/выдох, давление плато, пиковый поток".
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно п.9.1 ГОСТ Р 58451-2019 "Исполнитель должен иметь контрольноизмерительное, технологическое и испытательное оборудование в номенклатуре и количестве, достаточном для проведения всех видов работ по ТО МИ, указанных в эксплуатационной и нормативной документации." Для примера, согласно ст. Е-15 эксплуатационной документации на аппарат ИВЛ LTV 1200, калибровка, настройка и проверка возможны с помощью определенных приборов, включающих в себя анализатор аппаратов ИВЛ. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2129 Приложение N 2 к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий I. Класс потенциального риска применения 2а п.8. Так же обращаем ваше внимание, что согласно ГОСТ Р 58451-2019 п.9.1 "Исполнитель должен иметь контрольно-измерительное, технологическое и испытательное оборудование в номенклатуре и количестве, достаточном для проведения 6 всех видов работ по ТО МИ, указанных в эксплуатационной и нормативной документации".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования в описании объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя не представлены документы и сведения, однозначно позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя заказчиком в Техническом задании неправомерно установлено требование о проведении проверки на электробезопасность.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по обслуживанию и ремонту медицинского наркозно-дыхательного оборудования и МРТ".
Заказчиком в техническом задании установлено, в том числе следующее:
21 |
Проверка на электробезопасность |
Перечень работ на выполнение технического обслуживания аппарата - комплекс анестезиологический универсальный Primus с принадлежностями, производитель "Dr | |
Периодичность- один раз Внешний осмотр; Внутренняя чистка компонентов с частичной разборкой; Мелкий ремонт (не требующий замены запасных частей); Сборка и проверка работоспособности; Восстановление или обновление программного обеспечения; Калибровка датчиков; Общая проверка работоспособности аппарата в соответствии с требованиями фирмы производителя. Установка сервисного набора из перечня Приложения 3 |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о проведении проверки на электробезопасность противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛЕНТЕХМЕД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 12.09.2023 N 050/06/105-34533/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 сентября 2023 г. N 050/06/105-34239/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023