Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального автономного учреждения "Управление капитального строительства Дмитровского городского округа" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр проведения торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП "Фабрикант" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Советской площади "Центр городской жизни" (1 этап - завершение работ, 2 этап) (извещение N 0848300037423000949 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 28.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 474 624 804,98 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.09.2023;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно информации, размещенной в извещении о проведении Конкурса, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.09.2023.
Кроме того, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлена информация о сроках исполнения контракта, в том числе следующая:
"Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта
Дата окончания исполнения контракта - 02.12.2024".
Вместе с тем, Заказчиком в приложении N 2 к контракту установлены сроки выполнения работ, в том числе следующие:
"Основной объект / Благоустройство Советской площади "Центр городской жизни" (1 этап)
Срок начала исполнения вида работ Подрядчиком**: 0 раб. дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания исполнения вида работ Подрядчиком**: 31.10.2023 (МСК);
Благоустройство и озеленение территории (озеленение; МАФ и ограждения; вертикальная планировка; дороги и покрытия; наружное освещение) / Благоустройство Советской площади "Центр городской жизни" (2 этап)
Срок начала исполнения вида работ Подрядчиком**: 01.04.2024 (МСК);
Срок окончания исполнения вида работ Подрядчиком**: 31.10.2024 (МСК)".
При этом, в расчете начальной (максимальной) цены контракта установлено, что продолжительность строительства ПОС - 14 месяцев.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с пунктом 3.2. проекта Контракта, срок выполнения работ: в соответствии с Приложением N 2 к Контракту.
Начальный и конечный сроки выполнения работ, в том числе отдельных этапов работ, определены в Приложении N 2 к Контракту.
Согласно Приложению N 2 к Контракту "Сведения об обязательствах сторон и порядке оплаты (график исполнения контракта)", пунктом 1.1. поименованы обязательства по выполнению работ с указанием сроков начала и окончания исполнения вида работ Подрядчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта - это предельное значение цены, которое устанавливается при определении поставщика конкурентным способом.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), на который ссылается заявитель жалобы, был произведен в целях определения НМЦК, то сеть денежной суммы.
На момент произведения расчета Заказчик не знал и не мог знать точные сроки заключения Контракта.
Поскольку расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по своему содержанию не устанавливает и не может устанавливать сроки начала и окончания выполнения работ, довод Заявителя о неправомерности требований Заказчика, об ограничении конкуренции и нарушении положений Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Сроки выполнения работ устанавливаются извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, проектом Контракта и неотъемлемыми частями Контракта и именно этими документами, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, должны руководствоваться участники закупки.
В соответствии с пунктом 13.4. проекта Контракта, неотъемлемыми частями Контракта приложение N 1 "Сведения об объектах закупки", приложение N 2 "Сведения об обязательствах сторон и порядке оплаты", приложение N 3 "Перечень электронных документов, которыми обмениваются стороны при исполнении контракта", приложение N 4 "Регламент электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области", приложение N 5 "Акт приема-передачи проектной документации", приложение N 6 "Акт приема-передачи площадки", приложение N 7 "Описание объекта закупки. Техническое задание", приложение N 8 "Сметная документация", приложение N 9 "Отчет о привлеченных субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", приложение N 10 "Регламент фотофиксации хода выполнения работ".
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) не является неотъемлемой частью контракта.
Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Указанная закупка включает в себя виды работ, включенные в сборники сметных норм. В соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, применен проектно-сметный метод определения НМЦК.
Сметная документация на благоустройство Советской площади "Центр городской жизни" получила положительное заключение Государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза" от 09.06.2023 N ЭКУ-П-038-23.
В соответствии с пунктом "б" абзаца 12 Раздела II Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, при определении НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации с составлением расчетов (смет), производится пересчет стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен периода исполнения контракта с использованием индекса прогнозной инфляции на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.
Кроме того, в соответствии с Разделом II Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, при определении НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации, коэффициент увеличения стоимости работ не подлежит применению.
В соответствии со сроками осуществления закупки, контракт с Подрядчиком будет заключен в сентябре 2023 года. Поскольку срок начала исполнения работ Подрядчиком: 0 дней от даты заключения Контракта, к работам Подрядчик приступит уже в сентябре 2023 года.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
На основании пункта 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Таким образом, согласно порядку исчисления сроков, установленному положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, сентябрь 2023 года - это первый месяц выполнения работ, а октябрь 2024 года - последний месяц выполнения работ. В итоге, у Подрядчика есть 14 месяцев, чтобы исполнить свои обязательства по Контракту, в соответствии со сроками, указанными в Расчете НМЦК.
В связи с тем, что закупка проходила дополнительные согласования Министерства благоустройства Московской области и рабочей группы по оценке обоснованности закупок, образуемой Комитетом по конкурентной политике Московской области, плановая дата начала выполнения работ сместилась на несколько дней, однако, это не является нарушением в рамках Закона о контрактной системе, и несмотря на это, стороны должны руководствоваться графиком выполнения работ, а не сроком, указанным в расчете НМЦК.
На момент произведения расчета Заказчик не знал и не мог знать точные сроки заключения Контракта.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) не является неотъемлемой частью контракта.
Поскольку расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по своему содержанию не устанавливает и не может устанавливать сроки начала и окончания выполнения работ".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, а также представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков выполнения работ не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок; органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя Комиссией в части формирования обоснования НМЦК не подлежит рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 сентября 2023 г. N 050/06/105-35302/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023