На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в части создания сервисов управления трудовыми ресурсами и развития сервисов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008522000011) (далее соответственно - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации, установление Заказчиком в порядке оценки заявок Извещения (далее - Порядок оценки) показателя, определяющего наличие опыта оказания услуг по развитию и сопровождению информационных платформ в конкретной сфере, а именно в сфере трудоустройства и занятости, ограничивает возможность потенциальным участникам Конкурса получить максимальное количество баллов и не позволяет выявить наилучшее условие исполнения государственных контрактов.
В ходе проведения внеплановой проверки 06.09.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.09.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 295 098 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) между Заказчиком и ООО "БФТ" (далее - Победитель) заключен государственный контракт от 27.05.2022 N 43-юр по цене 295 000 000 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 28 Положения в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по развитию ФГИС "Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в части модернизации механизма подачи заявок на прохождение обучения, мероприятий по обеспечению контроля качества занятости отдельных категорий граждан, прошедших обучение, а также развития функциональности сбора сведений в рамках проведения оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Порядке оценки по критерию "Квалификация участников закупки" установлен детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - Детализирующий показатель), согласно которому:
- оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров по сопровождению и (или) развитию и (или) созданию и (или) модернизации информационных систем в сфере трудоустройства и занятости для федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений, органов государственной власти, казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по Детализирующему показателю принимается опыт по оказанию услуг по развитию и сопровождению информационных платформ в сфере трудоустройства и занятости, поскольку при оказании услуг по Конкурсу требуется не только технологический опыт участника закупки, но и специальные знания, навыки, компетенции в сфере трудоустройства и занятости.
Однако, согласно описанию объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) предусмотрены мероприятия, сроки их выполнения и ответственное лицо.
Пунктом 4.1 Описания объекта закупки предусмотрены следующие мероприятия по государственному контракту:
- Доработка интерфейсов подсистемы обеспечения государственных услуг Единой цифровой платформы "Работа в России" по предложениям пользователей;
- Разработка частного технического задания на развитие Единой цифровой платформы "Работа в России"
- Разработка эксплуатационной документации на Единую цифровую платформу "Работа в России" в части изменяющихся функциональных возможностей;
- Проведение предварительных испытаний Единой цифровой платформы "Работа в России";
- Доработка подсистемы "Анализ трудоустройства граждан" в части сервиса формирования аналитической отчетности по мониторингу рынка труда для субъектов РФ и РФ в целом;
- Обеспечение возможности обмена резюме и вакансиями Единой цифровой платформы "Работа в России" с иными Интернет-ресурсами;
- Обеспечение возможности получения и публикации резюме на Единой цифровой платформе "Работа в России" с иных Интернет-ресурсов;
- Обеспечение возможности получения и публикации вакансий на Единой цифровой платформе "Работа в России" с иных Интернет-ресурсов;
- Обеспечение возможности передачи резюме с Единой цифровой платформы "Работа в России" иным Интернет-ресурсам;
- Обеспечение возможности передачи вакансий с Единой цифровой платформы "Работа в России" иным Интернет-ресурсам;
- Обеспечение возможности управления вакансиями для зарегистрированного на Единой цифровой платформе "Работа в России" работодателя, которые размещены на Единой цифровой платформе "Работа в России" иными Интернет-ресурсами от лица этого работодателя;
- Разработка функциональных требований по развитию подсистемы "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (мониторинг трудоустройства выпускников);
- Актуализация аналитической модели мониторинга трудоустройства выпускников;
- Проведение анализа полноты и качества данных для формирования аналитической информации о трудоустройстве граждан в рамках подсистемы "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (мониторинг трудоустройства выпускников);
- Разработка функциональный требований по формированию новых и обновлению реализованных аналитических панелей в рамках развития подсистемы "Анализ трудоустройства граждан" Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (мониторинг трудоустройства выпускников);
- Разработка аналитической модели мониторинга трудоустройства инвалидов, одиноких родителей несовершеннолетних детей, лиц, потерявших работу;
- Подготовка функциональных требований по формированию отчетов по анализу влияния коронавирусной инфекции на результаты трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";
- Разработка эксплуатационной документации на Единую цифровую платформу "Работа в России" в части изменяющихся функциональных возможностей;
- Проведение предварительных испытаний Единой цифровой платформы "Работа в России".
Исходя из вышеуказанных мероприятий предметом государственного контракта является сопровождение и (или) развитие и (или) создание и (или) модернизации информационной системы и не включает в себя работы, связанные с применением специальных знаний в сфере трудоустройства и занятости.
Таким образом, с технической точки зрения, сопровождение и (или) развитие и (или) создание и (или) модернизация информационных систем в сфере трудоустройства и занятости аналогично созданию, развитию, модернизации или сопровождению федеральных информационных систем в иных сферах государственного управления, поэтому требования к участнику закупки о наличии реализованных контрактов исключительно в сфере трудоустройства и занятости не предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств по государственному контракту.
Вместе с тем Заказчиком не представлено документов и сведений, свидетельствующих о необходимости наличия у участника закупки опыта выполнения работ по сопровождению и (или) развитию и (или) созданию и (или) модернизации информационных систем в сфере трудоустройства и занятости, в рамках которых необходимы специальные знания в соответствующей области.
Исходя из вышеуказанного Порядка оценки, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления контракта/договора, в рамках которого участнику необходимо оказать услуги по разработке либо модернизации (развития) информационных систем исключительно в сфере трудоустройства и занятости для федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений, органов государственной власти, казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, поскольку предметом государственного контракта является развитие информационной системы.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42
Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 20.09.2023 по делу N П-276/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2023 г. N П-282/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023