На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Ситиматик-Волгоград" (далее -Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 01.08.2023 N 1294/2023 на выполнение работ по ликвидации ТКО/ГКО на территории Волгоградской области, образовавшихся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при заключении Контракта.
1. В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом определена цена контракта, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно заключен Контракт с ООО "ЭкоЦентр" как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вместо проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при заключении Контракта Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.09.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.09.2023.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
При этом статьей 1 Закона об отходах установлено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Также пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Частью 7 статьи 12 Закона об отходах установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, согласно статье 1 Закона об отходах объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Таким образом, земельный участок, не предназначенный для целей размещения ТКО, не является местом санкционированного размещения отходов.
Согласно пункту 6 статьи 29.1 Закона об отходах орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, вправе без проведения конкурсного отбора присвоить в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти, статус регионального оператора на срок, не превышающий одного года с даты присвоения статуса регионального оператора, и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора, а при отказе такого юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что приказом Заказчика от 12.07.2023 N 985-ОД Заявитель с 14.07.2023 лишен статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, ввиду нарушения периодичности вывоза ТКО Заявителем с внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Дополнительно представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что приказом Заказчика от 18.07.2023 N 1022-ОД "О присвоении ООО "ЭкоЦентр" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области" статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 01.08.2023 присвоен ООО "ЭкоЦентр" на основании пункта 6 части 29.1 Закона об отходах.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что постановлением Администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 N 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" установлено, что Заказчик является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Волгоградской области, а также организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.1 Контракта, предметом является выполнение работ по ликвидации ТКО/ГКО на территории Волгоградской области, образовавшихся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Кроме того, ООО "ЭкоЦентр" проводит работы по обращению (сбору, транспортированию, захоронению) с ТКО на территории Волгоградской области, в том числе крупногабаритными, оставшимися без такого обращения в результате ненадлежащего исполнения обязательств Заявителем.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, отходами I и II классов опасности, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что выбранный Заказчиком код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 38.11.29.000 "Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования" содержится в перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
Вместе с тем частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено право заказчика, являющегося собственником земельного участка либо уполномоченным лицом такого собственника, проводить закупки, предметом которых является выполнение работ по обращению с ТКО, путем проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать довод ООО "Ситиматик-Волгоград" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2023 г. N П-261/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023