В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 186/23 от 15.09.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области", Индивидуального предпринимателя Елисеевой Татьяны Васильевны на рассмотрение обращения не явились, извещены надлежащим образом (исх. N ИБ/3443/23 от 15.09.2023 г.), ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (обращение N 085320000150000002, вх. N 5595/23 от 14.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Елисеевой Татьяны Васильевны (ИНН: 720300273040) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием (извещение N 0853500000323003950),
УСТАНОВИЛА:
14.09.2023 г. в Оренбургское УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) поступило обращение Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее - Заказчик) (обращение N 085320000150000002, вх. N 5595/23 от 14.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Елисеевой Татьяны Васильевны (ИНН: 720300273040) (далее - ИП Елисеева Т.В., Поставщик) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием (извещение N 0853500000323003950).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях (исх. N 154 от 19.09.2023 г., вх. N 5780-ЭП/23 от 19.09.2023 г.) просил представленные в отношении ИП Елисеевой Т.В. сведения включить в РНП, указав на следующее. В срок, установленный государственным контрактом N 08535000003230039500001 от 29.05.2023 г., ИП Елисеева Т.В. требуемый товар не поставила. Заказчик неоднократно связывался с Поставщиком посредством телефонной связи относительно необходимости поставки товара, в том числе за пределами срока поставки, однако товар по состоянию на 29.08.2023 г. поставлен не был. В связи с чем 29.08.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 08535000003230039500001 от 29.05.2023 г.
От ИП Елисеевой Т.В. каких-либо письменных пояснений в адрес Инспекции Оренбургского УФАС России не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ООО "ЮМАШЕВ И КО" по адресу электронной почты - Argon200540@yahoo.com, указанному в государственном контракте N 08535000003230039500001 от 29.05.2023 г.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ИП Елисеевой Т.В.
Доказательств того, что адрес электронной почты Argon200540@yahoo.com заблокирован, и у ИП Елисеевой Т.В. существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ИП Елисеевой Т.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела. Исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ИП Елисеева Т.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителей Заказчика, на основании представленных в материалы дела документов, установила следующее.
05.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием (извещение N 0853500000323003950).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 634 658,33 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 г. N ИЭА1, победителем электронного аукциона признана ИП Елисеева Т.В. с предложением по цене контракта 295 280,93 руб.
29.05.2023 г. между Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" и ИП Елисеевой Т.В. заключен государственный контракт N 08535000003230039500001 (реестровый номер контракта 2561021917723000056) на поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, в соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется на условиях, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, осуществить поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием, для повышения уровня доступности объекта для маломобильных групп населения и инвалидов (далее - Товар), а Заказчик принять и оплатить Товар.
В силу п. 1.2 Контракта, наименование, количество, и характеристики Товара определяются в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к настоящему Контракту), которая являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 3.1 Контракта, срок поставки, сборки и установки товара: в течение 45 (Сорока пяти) календарных дней от даты заключения Контракта.
Пунктом 4.1.1 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Из материалов дела следует, что Заказчиком в адрес ИП Елисеевой Т.В. направлены письма (исх. N 138 от 29.08.2023 г., N 148 от 13.09.2023 г., N 149 от 13.09.2023 г.), согласно которым Заказчик сообщил Поставщику о неисполнении установленных Контрактом обязательств. В связи с чем, просил оплатить сумму неустойки.
Ответы ИП Елисеевой Т.В. на указанные письма в материалы дела не представлены, товар поставлен Заказчику не был.
В соответствии с положениями Контракта, предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.8 Контракта, при отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента доставки товара, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает документ о приемке усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Исходя из представленных в материалы дела документов, информации с сайта ЕИС, в срок до 29.08.2023 г. товар, предусмотренный Контрактом, поставлен Заказчику не был.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 9.2 Контракта, Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2023 г. Заказчиком, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2 Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2023 12:59 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (Решение об одностороннем отказе N б/н от 31.08.2023) было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик: получено 31.08.2023 12:59 (МСК)).
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Учитывая положения ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта на момент рассмотрения обращения вступил в силу.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Установлено, что Заказчиком вышеуказанные положения Закона о контрактной системе соблюдены.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ИП Елисеевой Т.В. в вышеуказанный срок были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в материалы дела представлено не было.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у ИП Елисеевой Т.В. отсутствовали правовые основания для неисполнения условий Контракта, поскольку, выражая согласие с условиями извещения об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ИП Елисеева Т.В. приняла на себя обязательства по исполнению условий Контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ИП Елисеева Т.В. уклонилась от исполнения Контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного Контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
В настоящем случае ожидаемым и добросовестным поведением ИП Елисеевой Т.В. явилось бы надлежащее исполнение условий Контракта.
Вместе с тем ИП Елисеевой Т.В. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий Контракта, в ее поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Поставщика в РНП является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (обращение N 085320000150000002, вх. N 5595/23 от 14.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Елисеевой Татьяны Васильевны (ИНН: 720300273040) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку пандус-конструктора с противоскользящим покрытием (извещение N 0853500000323003950), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области", в отношении:
- Индивидуального предпринимателя Елисеевой Татьяны Васильевны (ИНН 561206563586, ОГРНИП 322723200003653, адреса электронной почты: Argon200540@yahoo.com; адрес: 625007, Тюменская область, г. Тюмень Ул. Николая Зелинского, 5 к 1, кв.80) включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ИП Елисеевой Т.В. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об ИП Елисеевой Т.В. из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 сентября 2023 г. N 056/10/104-956/2023 (ключевые темы: односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - участники закупок - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023