Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N 0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства",
УСТАНОВИЛА:
19.09.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N
0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки, составленное Заказчиком, не соответствует нормам статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком по данному Конкурсу является ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 59 711 275,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению, объектом закупки является проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
В приложении N1 к извещению о проведении Конкурса "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено следующее:
"Общие требования к проведению оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) ОТИ:
Подрядчик должен обладать на праве собственности или ином законном
основании:
- транспортными средствами, для обследования объектов транспортной инфраструктуры, указанных в Приложении 1 Технического задания, не менее пяти ТС, каждое из которых оборудовано не менее, чем двумя аттестованными рабочими местами (АРМ), для обработки информации указанной в пункте 8 статьи 5 Федерального закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 N 2051 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для про-водки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Подрядчик в местах выполнения работ согласно приложению N 1Технического задания обязан присутствовать на транспортных средствах, соответствующих выше указанному требованию.
Выполнение работ проводится только работниками подрядчика соответствующих статье 10 закона N 16-ФЗ, с предоставлением копий свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, проводящих обследование объектов транспортной инфраструктуры:
- на транспортных средствах (обработка информации) не менее чем двумясотрудниками на каждом, общее количество: не менее десяти сотрудников;
- для обследования объектов транспортной инфраструктуры, указанных вприложениях N 1, 2, не менее десяти человек".
Согласно доводу жалобы, установление Заказчиком требований о наличии у исполнителя не менее пяти ТС, каждое из которых оборудовано не менее, чем двумя аттестованными рабочими местами (АРМ), неправомерно и не обусловлено никакими нормативно-правовыми актами, влечет ограничение участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного учреждения, наличие не менее пяти транспортных средств обусловлено спецификой технологических характеристик работ, являющихся предметом контракта. Подрядчик обязан в установленные сроки провести фактическое обследование 342 объектов, находящихся в различных районах Саратовской области на значительном удалении друг от друга. То есть подрядчик должен физически объехать эти объекты, расположенные по 10-ти разным направлениям, в установленные сроки, которые обусловлены требованиями законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной безопасности, а также бюджетного законодательства. Чтобы соблюсти данные сроки, подрядчик должен выполнять работы по обследованию и работы по обработке информации ограниченного доступа одновременно, причем в разных местах.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования, на которых расположены объекты, составляет 10 962 км, с твёрдым покрытием - 10 711 км (в том числе 741 км автодорог федерального значения).
С учетом сжатых сроков, как указывалось в ответе на запрос и установлено вышеуказанное требование.
Данное требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2023 N 907 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства N907).
С данными выводами нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно ч.9 раздела II Постановления Правительства N907 для подтверждения возможности проводить оценку уязвимости соискатель аккредитации (специализированная организация) должен соответствовать следующим требованиям:
а) соискатель аккредитации (специализированная организация) является юридическим лицом, созданным и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) соискатель аккредитации (специализированная организация) имеет действующую лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (для организации, претендующей на проведение оценки уязвимости объектов, предусмотренных частью 5 статьи 4
Федерального закона "О транспортной безопасности");
в) соискатель аккредитации (специализированная организация) имеет на праве собственности или на ином законном основании помещения для обработки информации о результатах проведенной оценки уязвимости, обеспечивающие ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости;
г) технические средства, используемые для обработки информации о результатах проведенной оценки уязвимости, обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа к ним;
д) персонал, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, подготовлен и аттестован в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также соответствует требованиям пунктов 1 - 6 и
9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности";
е) соискатель аккредитации (специализированная организация) обеспечивает ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также нормативных правовых актов, регулирующих обращение со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости;
ж) при нахождении соискателя аккредитации (специализированной организации) под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, установление такого контроля согласовано в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, Постановлением Правительства N907 не установлено требований к организации, осуществляющей проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, о количестве транспортных средств и количестве аттестованных рабочих мест (АРМ) для обработки информации. Никакими другими нормативно-правовыми актами, указанными Заказчиком в описании объекта закупки, такие требования также не установлены.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком, в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки установлено требование к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Данное нарушение содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу жалобы, положения описания объекта закупки противоречат положениям Приложения N 4 к извещению "Проект контракта" в части привлечения третьих лиц к осуществлению работ.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлено: "Выполнение работ проводится только работниками подрядчика соответствующих статье 10 закона N 16-ФЗ, с предоставлением копий свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, проводящих обследование объектов транспортной инфраструктуры".
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Пунктом 4.1.6 Приложения N 4 к извещению "Проект контракта" установлено: "Подрядчик вправе: при выполнении Работ Подрядчик вправе привлечь третьих лиц к исполнению Контракта".
При этом извещением об осуществлении закупки не предусматривается требование о выполнении каких-либо работ только сотрудниками участника закупки.
Таким образом, работы по оценке уязвимости могут проводится как силами подрядчика, так и силами субподрядчика.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заявитель полагает, что подпункт 13 пункта 5.2 Описания объекта закупки, определяющий "Общий срок выполнения работ по проведению оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) объектов транспортной инфраструктуры, не может превышать 37 (Тридцати семи) дней с момента внесения объектов транспортной инфраструктуры в реестр, включая время нахождения документов на утверждении в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Министерства транспорта РФ" противоречащим положениям извещения, так как многие объекты транспортной инфраструктуры согласно приложению N 1 к Описанию объекта закупки уже внесены в реестр объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения, нахождение объектов транспортной инфраструктуры в реестре не подразумевает под собой отсутствие возможности изменения конструктивных особенностей, которые повлияют на изменение категории объектов транспортной инфраструктуры и как следствие - на возникновение необходимости повторного внесения в реестр, который ведется Федеральным дорожном агентством Министерства транспорта.
В связи с чем, одним из видов работ в соответствии с пунктом 5.1 Описания объекта закупки является "Внесение объектов транспортной инфраструктуры в реестр".
Содержание данного вида работ согласно пункту 5.2 Описания объекта закупки включает в себя: "Консультативное сопровождение в целях реализации Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1595 (далее - Правила), Порядка установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, утвержденного приказом Минтранса России от 7 сентября 2020 г. N 358 (далее - Порядок), Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 15 сентября 2020 г. N 377 по внесению объектов транспортной инфраструктуры в реестр_".
Срок консультативного сопровождения по включению в реестр объектов транспортной инфраструктуры не может превышать 30 дней с момента заключения Контракта.
Таким образом, в случае, если по результатам выполнения работ в соответствии с пунктом 5.1 Описания объекта закупки объекты транспортной инфраструктуры подлежат внесению в реестр объектов транспортной инфраструктуры, то проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры осуществляется в течение 37 дней с даты их внесения в реестр объектов транспортной инфраструктуры.
В случаях, не требующих внесения объектов в реестр объектов транспортной инфраструктуры, срок проведения оценки уязвимости составляет 37 дней с даты заключения Контракта, что прямо предусмотрено Приложением N 3 к Описанию объекта закупки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "МИРТРАНС" на действия Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и Уполномоченного учреждения ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении конкурса в электронной форме N 0860200000823006520 "Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры), разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности), разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не подлежащих категорированию ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требований к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
2. Признать в действиях Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" нарушение ч.3 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 сентября 2023 г. N 064/06/33-1249/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023