Резолютивная часть объявлена 21 сентября 2023 года Изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года |
г. Курск |
|
|
|
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель <_> |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Заказчик |
Отделение министерства внутренних дел Российской Федерации по Большесолдатскому району (далее - ОТД МВД России по Большесолдатскому району) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
<_> |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0844100001923000001 |
|
Объект закупки |
Капитальный ремонт в рамках антитеррористической защищенности |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
5 530 449 руб. 03 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
07.09.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
15.09.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0492065358, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в РНП;
- в извещении заказчик незаконно требует у участника закупки членство в СРО;
- в извещении заказчик незаконно требует у участника закупки подтверждение членства в СРО только в форме выписки;
- заказчик установил незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает ч.1 ст. 49 Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может привести к отклонению заявки участника.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- заказчик не возражал против доводов, изложенных в жалобе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В силу ч. 3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Требования к содержанию и составу заявок на участие в закупке определены ст.43 ФЗ "О контрактной системе...".
В силу ч.3 ст.43 ФЗ "О контрактной системе..." требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 о требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации (далее - Постановление Правительства N2571 от 29.12.2021 г.) установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном ФЗ "О контрактной системе..." реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ "О контрактной системе...", включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077, требование, предусмотренное пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 от 29.12.2021 г., устанавливается если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе..." более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 от 29.12.2021 г., заказчиком не устанавливается.
Как следует из извещения об осуществлении закупки N0844100001923000001 от 07.09.2023 г., сформированного с использованием единой информационной системы, заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Сформированное таким образом требование к участникам закупки об отсутствии с реестр недобросовестных поставщиков не соответствует положениям ФЗ "О контрактной системе...", пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 от 29.12.2021 г.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, устанавливая в извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", и требование, предусмотренное пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 от 29.12.2021 г., заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 от 29.12.2021 г.
Таким образом, довод жалобы N1 нашел свое подтверждение материалами дела.
2. Требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ)
Согласно ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии со ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Как подтверждается материалами дела, объектом закупки является "Капитальный ремонт в рамках антитеррористической защищенности", начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 530 449 руб. 03 коп.
Согласно Приложению N4 к извещению "требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке" в пп. "н" раздела "заявка на участие в закупке должна содержать следующие информацию и документы", заказчиком установлено следующее:
"н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. N 86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
Таким образом, учитывая предмет закупки и начальную (максимальную) цену контракта, а также положения ГрК РФ, заказчиком не правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО.
При таких обстоятельствах, действия заказчика противоречат требованиям ч. 3 ст. 7, ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
В этой связи, довод жалобы N2 нашел свое подтверждение материалами дела.
3. Согласно Приложению N4 к извещению "требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке" в пп. "н" раздела "заявка на участие в закупке должна содержать следующие информацию и документы", заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки в СРО, требует предоставить в составе заявки выписки.
"Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. N 86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
Согласно приказу от 5 декабря 2022 г. N 424 О признании утратившим силу приказа федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", утратил силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Согласно действующей редакции, ч.ч. 3 - 5 ст. 55.17 ГрК РФ - Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций. Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу, что требование предоставления именно и только выписки из реестра СРО, является неправомерным, так как имеется иной способы проверки членства участника в СРО, а именно в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, размещенный в сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, действия заказчика противоречат требованиям ч. 3 ст. 7, ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
В этой связи, довод жалобы N3 нашел свое подтверждение материалами дела.
4. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_" - извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно Приложению N4 к извещению "требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке" в разделе заявка на участие в закупке в п. 3 , заказчиком установлено следующее: "3) предложение участника закупки о цене контракта".
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_" для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
При этом, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 49 ФЗ "О контрактной системе_" при проведении электронного аукциона требование о предоставлении в составе заявки предложения о цене контракта является незаконным.
При таких обстоятельствах, действия заказчика противоречат требованиям ч. 1 ст. 49 ФЗ "О контрактной системе_".
Таким образом, довод жалобы N4 нашел свое подтверждение материалами дела.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.1 ст.49 ФЗ "О контрактной системе_", пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик - ОТД МВД России по Большесолдатскому району на заседании Комиссии Курского УФАС России прояснил, что с доводами жалобы согласен, а также пояснил, что данный электронный аукцион (N0844100001923000001) признан несостоявшимся.
Как подтверждается материалами дела, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.09.2023 NИЭА1 на участие в электронный аукцион (N0844100001923000001) подано 0 заявок.
При таких обстоятельствах, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся, а выявленные нарушения ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.1 ст.49 ФЗ "О контрактной системе_", пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений заказчику не выдается.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> обоснованной.
2. Признать заказчика - Отделение министерства внутренних дел Российской Федерации по Большесолдатскому району нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.1 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп "б" п. 1 Постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела N046/06/42-467/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 сентября 2023 г. N 046/06/42-467/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023