Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПБ ГБУЗ "Детская городская поликлиника N19" (далее - Заказчик): главного врача, по доверенности;
ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23497-ЭП/23 от 14.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт фасада в ГБДОУ детский сад N 117 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 68, корпус 3, литера А в 2023 году (извещение N 0372200001022000036),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку технической документации по результатам проведения комплексного обследования здания в целях капитального ремонта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева д. 25, лит А (извещение N 0372200001022000036) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 843 552,67 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СПЕЦСТРОЙ".
По результатам закупки Заказчиком ООО "СПЕЦСТРОЙ" заключен государственный контракт N 48-19-22 от 19.12.2022 на сумму 636 882,48 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.2.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПЕЦСТРОЙ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке технической документации по результатам проведения комплексного обследования здания в целях капитального ремонта (далее - Работы) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева д. 25, лит А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 2.2. Технического задания (Приложение N2 к Контракту) 1- й этап выполнения работ по Контракту заключается в составление программы работ по обследованию технического состояния объекта с последующим согласованием в КГИОП.
В соответствии с п. 5.2.1. Контракта начало выполнения работ: с даты заключения контракта Окончание выполнения работ: в течение 30 календарных дней с даты подписания контракта.
Контракт подписан сторонами 11.10.2022. Таким образом, окончание выполнения работ не позднее 11.11.2022.
По состоянию на 06.03.2023 Контракт Участником не исполнен.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 4.2.2 Контракта, ст. 450.1, 717 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно п. 7.1 Контракта по завершении выполнения всего объема работ по Контракту, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о готовности выполненных работ и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает на Официальном сайте документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а" - "ж"3 пункта 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7.3 Контракта документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ не позднее одного часа с момента размещения на Официальном сайте в соответствии с Контрактом направляются автоматически с использованием единой информационной системы Подрядчику. Датой поступления Подрядчику документа о приемке выполненных работ, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
Согласно п.7.4 Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке выполненных работ Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке.
Датой приемки Работ считается дата размещения Официальном сайте документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 7.5 Контракта).
Руководствуясь положениями Контракта (пункт 7.1) и Законом о контрактной системе, Подрядчик выполнил свои обязательства по Контракту, а именно:
- подготовил Технический Отчет по результатам технического обследования строительных конструкций Объекта культурного наследия регионального значения;
- представил результат выполненных Работ (Технический отчет) Заказчику путем загрузки его в личном кабинете Подрядчика на Официальном сайте, подписав загруженные документы усиленной электронной подписью;
- одновременно с Техническим отчетом Подрядчиком были загружены Акт о приемке выполненных Работ, составленный 11.11.2022 по форме КС-2, Справка от 11.11.2022 о стоимости выполненных работ и затрат, составленную по форме КС-3.
Заказчик принял представленные Подрядчиком Работы в полном объеме и подписал документы о приемке работ, что подтверждается следующим:
- счетом-фактурой N 1 от 09.12.2022, подписанной Заказчиком, из которой следует, что результат Работ принят без расхождений. Документ о приемке подписан усиленной электронной подписью Заказчика в лице его уполномоченного представителя Михасевой Л.В.;
- экспертным заключением о соответствии оказанных услуг условиям контракта от 08.12.2022 г. Данный документ подписан Заместителем главного врача по хозяйственным вопросам Михасевой Л.В. Из заключения следует, что Работы, предусмотренные Контрактом, выполнены Подрядчиком в полном объеме и соответствуют условиям Контракта.
Поскольку в соответствии с пп.8 п.13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком, то Работы, выполненные Подрядчиком, приняты Заказчиком 09.12.2022.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СПЕЦСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Также Заказчик ссылается на письмо из Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) N 01-26-5463/22-0-1 от 22.12.2022 г. "Об отказе в предоставлении Разрешения на проведение натурных исследований" и считает, что Подрядчиком не выполнен первый этап Работ по Контракту, без которого Работы в остальной части Контракта также не могут быть выполнены.
Вместе с тем, Заказчик принял выполненные Подрядчиком Работы в полном объеме и подписал Счет-фактуру N 1 от 09.12.2022, из которой следует, что результат Работ принят без расхождений.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СПЕЦСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СПЕЦСТРОЙ" (ИНН: 7802753883), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2023 г. N РНП-78-1301/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023