Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПБ ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23650-ЭП/23 от 15.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по централизованному оформлению Петродворцового района Санкт-Петербурга световыми гирляндами на деревьях, световыми композициями на опорах освещения и на тросовых конструкциях, объемно-пространственными композициями к праздникам "Новый 2024 год и Рождество Христово" (извещение N 0872500000423000052) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872500000423000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 083 500,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном не установлении дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считант ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на работы благоустройству территории, сооружений предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель указывает в жалобе на неправомерное, по его мнению, неустановление заказчиком вышеуказанного дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из возражений Заказчика следует, что Заявитель ссылается на пункты 1.4, 1.5 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" (далее - методические рекомендации), на основании которого строится вся правовая позиция заявителя. Вместе с тем, данный документ не обладает нормативностью. Указанный документ содержит рекомендации, методические материалы и не имеет обязательного характера.
Также Заказчика обращает внимание, что субъектами, на которых распространяется действие методических рекомендаций, являются муниципальные образования. Вместе с тем, город Санкт-Петербург имеет статус субъекта Российской Федерации, а не муниципального образования. Праздничное оформление Санкт-Петербурга носит централизованный характер.
В силу пункта 3.17-1 Положения о Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2003 N 44 Комитет является исполнительным органом государственной власти, прямо уполномоченным на организацию работ по размещению в Санкт-Петербурге элементов централизованного праздничного оформления к праздникам и памятным датам в рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.09.2018 N 743 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге"" в соответствии с утвержденной Концепцией централизованного праздничного оформления в Санкт-Петербурге.
Материально-техническое обеспечение указанных полномочий осуществляется силами подведомственного Комитету Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской центр рекламы и праздничного оформления".
В соответствии с Уставом СПб ГКУ "ГЦРПО" Учреждение обеспечивает проведение мероприятий, включая организацию выполнения работ, связанных с централизованным оформлением города Санкт-Петербурга к международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским и городским праздникам и праздничным мероприятиям, посвященным памятным датам, выполнение иных работ и услуг по организации и проведению праздников, включая размещение элементов и объектов праздничного оформления на движимом и недвижимом имуществе любых форм собственности, их техническую подготовку, монтаж, обслуживание, демонтаж и хранение; обеспечивает подготовку мероприятий, связанных с праздниками и памятными датами, в части разработки концепции, дизайн-проектов, проектных решений, тем и содержания объектов праздничного оформления, направленных на создание единого стиля праздничного оформления, перспективных адресных программ размещения элементов праздничного оформления.
В целях реализации своих уставных задач и в соответствии с законодательством Российской Федерацией и Санкт-Петербурга, Учреждением проводится закупка комплекса услуг по централизованному праздничному оформлению Санкт-Петербурга к праздникам и праздничным датам.
При этом элементы централизованного праздничного оформления размещаются, как правило, на незначительный срок (от 1 до 14 дней), после чего демонтируются.
Целью централизованного праздничного оформления в Санкт-Петербурге является создание целостного художественного образа города в дни праздников и памятных дат, направленного на поддержание традиций, атмосферы праздника на территории всего Санкт-Петербурга и формирование праздничного настроения у граждан.
Исходя из изложенного следует, что объектом закупки не являются работы, в отношении которых Заказчик был обязан устанавливать дополнительные требования согласно п. 9 Приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 сентября 2023 г. N 44-3841/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023