Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская Александровская больница" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЭКО-ДОМ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23711-ЭП/23 от 18.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями (извещение N 0372200263422000549),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание транспортных услуг по перевозке коллектива Мариинского театра на поставку оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями (извещение N 0372200263422000549) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 565 420,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ЭКО-ДОМ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭКО-ДОМ" заключен государственный контракт N 549/22 от 26.09.2022 на сумму 6 430 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭКО-ДОМ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки с момента подписания обеими сторонами Контракта, по заявке Заказчика в течение 20 рабочих дней с момента получения Поставщиком заявки.
10.12.2022 Заказчиком направлена заявка на поставку Товара. Срок поставки до 16.12.2022.
25.07.2023 Поставщик направил предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения Поставщиком. В обоснование предложения Поставщик сослался на применение экономических санкций в отношении Российской Федерации и уход с российского рынка иностранных производителей.
14.08.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика требование об исполнении обязательств по Контракту, а также об уплате штрафа.
По состоянию на 04.09.2023 Участник обязательства по Контракту не исполнил.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Учитывая намерение исполнить Контракт без нарушений, Участник, не дожидаясь заявки, посредством заключения договора поставки N 11/10 от 11.10.2022 (далее - Договор поставки) произвёл закупку необходимого Заказчику Товара. Кроме того, предпринимая возможные на меры по своевременному исполнению Контракта, вышеназванный Договор поставки был заключен Участником на условиях 100% предоплаты с доставкой Товара напрямую в адрес Заказчика. В связи с чем, уже по состоянию на 18.10.2022 года платёжным поручением N 158 Участник оплатил закупленное для Заказчика Товар, тем самым подтвердил намерение исполнить Контракт в срок и надлежащим образом.
Письмом N 02/11-2 от 02.11.2022 ООО "Медимпульс" (исполнитель по договору поставки N 11/10 от 11.10.2022) перенаправило Участнику информацию от ООО "Страйкер" (представитель Производителя закупаемого медоборудования) о том, что в связи с введением со стороны Нидерландов ограничений для растаможивания грузов, ввозимых на территорию Российской Федерации, заказы на необходимый Заказчику Товар и его отгрузка откладываются до января 2023. С учётом этого и в связи с отсутствием соответствующего медоборудования на складе ООО "Медимпульс", последним было сообщено, что поставка не может быть произведена в полном объёме и в требуемый Участнику срок.
Участник письмом N31 от 13.12.2022 сообщил о причинах невозможности выполнить поставку в 2022-м году. Кроме того, дополнительно направил документы подтверждающие, что просрочка вызвана обстоятельствами, не связанными с виновными действием и/или бездействием Участника.
10.02.2023 на запрос Участника, ООО "Медимпульс" сообщило о продлении санкций со стороны Нидерландов на ввоз в Россию принадлежностей к Оборудованию. Одновременно с этим ООО "Медимпульс" предложило произвести закупку с увеличением цены Договора поставки на 1 057 680,00 рублей. Учитывая степень принятой на себя ответственности за исполнение Контракта Участник безоговорочно подтвердил готовность заключить дополнительное соглашение, произвести необходимую доплату (в том числе предоплатой) и попросил уточнить ближайший срок поставки оборудования в полной его комплектации.
15.02.2023 ООО "Медимпульс" сообщило, что в декабре 2022 заказ на приобретённое ООО "Эко-Дом" Оборудование был расформирован в связи с введением в октябре 2022 года санкционных мер и сейчас ООО "Медимпульс" повторно вернулось к его исполнению. Соответственно, все дальнейшие пояснения ООО "Медимпульс" свелись к тому, что исполнение заказа возможно не раньше сентября 2023 года и только частично.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Эко-Дом" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Эко-Дом" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Эко-Дом" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Эко-Дом" (ИНН: 7810649558), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 сентября 2023 г. N РНП-78-1309/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023