Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБУ "Городское туристско-информационное бюро" (далее - Заказчик),
в отсутствие представителей
ИП Зимин А.Ю. (далее - Заявитель): уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23780-ЭП/23 от 18.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке сценария, съемке и изготовлению презентационных видеороликов о туристской привлекательности Санкт-Петербурга (извещение N 0372200223123000041) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200223123000041. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 855 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение Постановления N2604) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения Постановления N2604, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно электронному документу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "общее количество исполненных участником закупки договоров".
В"Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлено положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки:
"Оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по организационно-техническому сопровождению и/или проведению культурно-массовых, деловых и конгрессно-выставочных мероприятий, форумов, фестивалей, конференций, конгрессов, торжественных собраний/церемоний, круглых столов, конкурсов, семинаров, слетов, выставок, в том числе создание видеофильмов, роликов, видеоконтента.".
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил сопоставимый характер, так как объектом закупки является оказание услуг по разработке сценария, съемке и изготовлению презентационных видеороликов о туристской привлекательности Санкт-Петербурга, вместе с тем Заказчик будет принимать к оценке опыт по организационно-техническому сопровождению и/или проведению культурно-массовых, деловых и конгрессно-выставочных мероприятий, форумов, фестивалей, конференций, конгрессов, торжественных собраний/церемоний, круглых столов, конкурсов, семинаров, слетов, выставок, что не является сопоставимым, что противоречит требованиям пункта 28 Положения и нарушает Закон о контрактной системе.
Заказчиком представлены возражения следующего содержания:
Согласно пп. в п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из показателей оценки в т.ч. наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пп. а, в, п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. в п. 24 Положения: применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Предметом закупки Заказчика является "оказание услуг по разработке сценария, съемке и изготовлению презентационных видеороликов о туристской привлекательности Санкт-Петербурга".
В соответствии с пп. 1.1. раздела 1 извещении о проведении закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлено:
"Оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по организационно-техническому сопровождению и/или проведению культурно-массовых, деловых и конгрессно-выставочных мероприятий, форумов, фестивалей, конференций, конгрессов, торжественных собраний/церемоний, круглых столов, конкурсов, семинаров, слетов, выставок, в том числе создание видеофильмов, роликов, видеоконтента."
При оценке заявки не будут приняты сведения по контрактам (договорам) на оказание услуг:
- только в части обеспечения участия заказчика в выставках, ярмарках и т.п.,
- только в части организации проезда и/или питания и/или проживания участников мероприятий,
- только в части материально-технического обеспечения (застройка, предоставление оборудования, сувенирной, канцелярской продукции и т.п.),
- только в части проведения рекламно-информационных кампаний,
- в части организации корпоративных мероприятий, дней рождений, свадеб, промо-акций.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объёме и со всеми приложениями".
Исходя из прямого толкования пп. а, в п. 24, пп. в п.28 Положения, Заказчиком установлены предметы договоров (контрактов) которые могли быть представлены участниками в подтверждения опыта, если они были связаны с созданием видеофильмов, роликов, видеоконтента. Заявитель же считает, что "сопоставимость" и "связанность" является синонимом слова "идентичность", что не подтверждается ни законодательством, ни судебной практикой. Условия, указанные в пп. 1.1. раздела 1 извещения о проведении закупки являются связанным и сопоставимым критерием предмета контракта "Оказание услуг по разработке сценария, съемке и изготовлению презентационных видеороликов о туристской привлекательности Санкт-Петербурга". В извещении о закупке отражены критерии непринятия в качестве опыта представленных контрактов (договоров), если они не связаны с созданием видеофильмов, роликов, видеоконтента.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя, о том, что установленные критерии оценки для участников закупки ограничивают конкуренцию исходя из нижеследующего:
В соответствии с п/п 17) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются - "сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.".
Критерии, установленные Заказчиком не только не ограничивают конкуренцию, а создают условия для максимально возможного участия потенциальных участников в закупке, исходя из того, что при оказании услуг по организационно-техническому сопровождению и/или проведению культурно-массовых, деловых и конгрессно-выставочных мероприятий, форумов, фестивалей, конференций, конгрессов, торжественных собраний/церемоний, круглых столов, конкурсов, семинаров, слетов, выставок, как правило, осуществляются мероприятия по созданию видеофильмов, роликов, видеоконтента в ходе исполнения контрактов.
Опыт таких потенциальных участников по созданию видеофильмов, роликов, видеоконтента для Заказчика является необходимым и приемлемым. По мнению Заказчика, такой опыт необходимо учитывать в качестве подтверждения квалификации любого участника.
В свою очередь ограничения критерия оценки исключительно предметом закупки "Оказание услуг по разработке сценария, съемке и изготовлению презентационных видеороликов о туристской привлекательности Санкт-Петербурга" неизбежно бы привело к ограничению количества потенциальных участников в закупке и являлось бы ограничением конкуренции.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требуемый положениями извещения к оценке опыт является сопоставимым предмету закупки.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено. Доказательств того, что спорные положения извещения не позволили участнику подать заявку, сформировать ценовое предложение, Комиссии УФАС не представлено.
На основании изложенного Комиссия УФАС нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Зимина А.Ю. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 сентября 2023 г. N 44-3837/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023