Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23851-ЭП/23 от 19.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение биотехнических работ по ликвидации зарослей инвазивных видов растений на ООПТ (извещение N 0372200186723000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение биотехнических работ по ликвидации зарослей инвазивных видов растений на ООПТ (извещение N 0372200186723000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 918 346,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" заключен государственный контракт N ГК 22-23-3 от 07.04.2022 на сумму 652 026,14 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить биотехнические работы по ликвидации зарослей инвазивных видов растений на ООПТ (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
В ходе контроля исполнения обязательств по Контракту выявлено, что Исполнителем не выполнены работы в объеме, предусмотренном первым, вторым и третьим этапами работ в соответствии с п. 7.6 технического задания Контракта, Заказчику не представлена отчетная документация за первый, второй и третий этапы выполнения Работ. Невыполнение биотехнических Работ на ООПТ в установленные сроки привело к неблагоприятным последствиям для ценных природных комплексов государственных природных заказников "Гладышевский" и "Северное побережье Невской губы", включая угнетение и частичное замещение естественной растительности ООПТ инвазивными видами вследствие создавшихся благоприятных условий для их распространения.
Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены требования об устранении недостатков исполнения обязательств письмами от 24.07.2023 N 02-125/23-0-0, от 29.08.2023 N 02-125/23-1-0.
По состоянию на 05.09.2023 выявленные нарушения не устранены, обязательства Исполнителем по Контракту в должном объеме не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.5 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 05.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Исполнитель не согласен с доводами Заказчика и считает, что Заказчик необоснованно принял решение об отказе в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 7.6. Приложения N 1 к Контракту (далее - Техническое задание) перечень выполняемых работ и основные требования к их техническим характеристикам приведены в Таблице N 1.
Согласно п. 8 Технического задания Исполнитель по окончании этапа производства Работ в сроки, установленные Календарным планом Контракта, предоставляет Заказчику фотоматериалы, иллюстрирующие ход и результаты Работ за отчетный период. Фотографии предоставляются на электронную почту Заказчика в количестве, достаточном для иллюстрации процесса и результатов выполнения Работ за отчётный период, но не менее 30 единиц за каждый этап выполнения Работ по каждой ООПТ.
В Приложении N1 к Техническому заданию представлена Карта-схема мест/участков производства работ по ликвидации зарослей инвазивных видов растений в границах заказника "Северное побережье Невской губы".
В Приложении N2 к Техническому заданию представлена Карта-схема мест/участков производства работ по ликвидации зарослей инвазивных видов растений в границах заказника "Гладышевский"
Обе схемы не позволяют четко определить непосредственные места производства Работ. Отсутствуют четкие координаты границ участков, в связи с чем все Работы производились под непосредственным контролем Заказчика, представители которого самостоятельно указывали где и в каких местах необходимо производить Работы.
Участник считает, что утверждения Заказчика о том, что Исполнитель не произвел необходимые Работы не могут служить доказательством т.к., в Контракте отсутствуют четкие границы участков производства Работ.
Исполнителем в отчетных документах 04.07.2023 был представлен фотоотчет о выполнении первого этапа Работ. Однако Заказчиком данный отчет был отклонен с обоснованием от 24.07.2023, что не все Работы по первому этапу выполнены, что не соответствует действительности, согласно приложенному фотоотчету Исполнителя.
Исполнителем 31.08.2023 был загружен отчет о проделанной Работе, включающей в себя 3 период, а также 1 и 2 период выполнения Работ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МАРТА МОДУЛЬ-8" (ИНН: 7814517584), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 сентября 2023 г. N РНП-78-1316/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023