Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЭТАЛЬ-МЕД" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23851-ЭП/23 от 19.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку средства дезинфицирующего содержащего этиловый спирт (извещение N 0372100049623000616),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку средства дезинфицирующего содержащего этиловый спирт (извещение N 0372100049623000616) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 738 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭТАЛЬ-МЕД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭТАЛЬ-МЕД" заключен государственный контракт N 03721000496230006160002 от 29.05.2023 на сумму 1 721 115,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.3 и 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭТАЛЬ-МЕД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить средства дезинфицирующего содержащего этиловый спирт (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 5.2.2.1. контракта, в течение 3 рабочих дней после подписания Сторонами настоящего Контракта Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента (минимально возможный объем товара - штука, упаковка, ящик, коробка и проч.).
07.06.2023 Поставщику было направлено уведомление N 02-05-6161/23 о необходимости поставки контрольных образцов товара по контракту.
09.06.2023 Поставщиком осуществлена поставка товара по контракту.
15.06.2023 Поставщику направлен мотивированный отказ в приемке поставленного товара N 02-05-6466/23 и требование о предоставлении контрольных образцов товара надлежащего качества.
16.06.2023 Поставщиком осуществлена поставка контрольного образца товара по контракту.
Заказчиком направлено Поставщику уведомление N 02-05-7245/23 от 03.07.2023 о мотивированном отказе от приемки поставленного контрольного образца.
12.07.2023 Поставщиком осуществлена поставка контрольного образца товара; 18.07.2023 Заказчиком направлен мотивированный отказ от приемки поставленного контрольного образца.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.3 и п. 12.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
08.06.2023 в соответствии с УПД N 290 в адрес Заказчика Поставщиком был поставлен Товар, от приемки которого Заказчик отказался.
Свой отказ от приемки от 13.06.2023 Заказчик мотивировал тем, что на этикетке дезинфицирующего средства ЭТАЛЬ LUX отсутствует информация об условиях транспортирования, мерах предосторожности, форме выпуска, способе применения, (требования к этикетке дезинфицирующего средства ЭТАЛЬ LUX содержатся в карточке свидетельства RU.77.99.88.002.E.002048.06.22 единого реестра свидетельств о государственной регистрации), на этикетке нет номера партии, объем дезинфицирующего средства ЭТАЛЬ LUX во флаконе 960 мл вместо заявленного и требуемого 1 литра.
На товар не представлены следующие документы, предусмотренные контрактом:
1.Паспорта качества на поставленные партии: 1 фл - 002 22.
2.В предоставленном паспорте качества на партию 003 22 - 7 фл отсутствует информация о водородном показателе.
На основании вышеуказанного, Заказчик обязал Поставщика в срок до 19.06.2023 включительно: предоставить паспорт качества на партию 002 22; заменить Товар ненадлежащего качества Товаром, соответствующим Контракту.
15.06.2023 в соответствии с УПД N 290 Поставщик осуществил замену Товара.
При этом, Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо N 43 от 15.06.2023, в котором Поставщик пояснил:
1. на потребительской этикетке (на флаконе) указано, что меры предосторожности, условия транспортировки и хранения, а также способ применения указаны в Инструкции номер 12/22 по применению средства, которая является неотъемлемой частью дезинфицирующего средства и всегда поставляется в комплекте. Объем средства указан на передней потребительской этикетке. Форма выпуска, а именно: "готовая к применению прозрачная жидкость" указана на задней потребительской этикетке. Дата производства и номер партии нанесены при изготовлении на заднюю потребительскую этикетку флакона;
2. условия транспортировки дополнительно указаны на этикетке (на групповом коробе), но поскольку средство отправлялось в качестве образцов в виде 8 флаконов (не полный короб), упаковка в транспортную коробку не производилось;
3. объем дезинфицирующего средства "ЭТАЛЬ LUX" составляет 1л.
Цифровые обозначения, выбитые на упаковке средства "ЭТАЛЬ LUX", не являются средством измерения и не заявляются производителем как средство измерения. Изображение на тарной упаковке средства "ЭТАЛЬ LUX" различных делений с указанием цифр, является элементом дизайна тарной упаковки;
4. дата производства нанесена на заднюю потребительскую этикетку флакона и содержит указание на месяц и год производства.
На основании вышеизложенного, Поставщик уведомлял Заказчика о том, что Товар, поставленный по УПД N290 от 15.06.2023 полностью соответствовал спецификации к Контракту.
Однако, письмом N 02-05-6466/23 от 15.06.2023 Заказчик отказался от приема Товара.
16.06.2023 в соответствии с УПД NN 272, 309 и 310 Поставщиком в адрес Заказчика был поставлен Товар в количестве 30 штук.
16.06.2023 в соответствии с УПД N 290 в адрес Заказчика была поставлена 1 единица товара.
11.07.2023 Заказчик разместил отказ от приемки Товара.
12.07.2023 в соответствии с УПД N360 от 12.07.2023 г. Поставщик поставил в адрес Заказчика Товар, однако 18.07.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика отказ от приемки Товара, мотивируя данный отказ тем, что:
1. В соответствии со Спецификацией к контракту средство должно соответствовать Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
2. На этикетку нанесена информация, вводящая в заблуждение потребителя, а именно "в соответствии с СанПиНом 3.3686-21":
- В п. 1.5. инструкции N12/22 по применению средства дезинфицирующего "ЭТАЛЬ LUX" - средство предназначено для санитарной обработки кожных покровов. В соответствии с п.3455 СанПиН 3.3686-21 для санитарной обработки кожных покровов используют кожные антисептики, не содержащие спиртов, обладающие моющим эффектом.
- В п.2.2.4 инструкции N12/22 по применению средства дезинфицирующего "ЭТАЛЬ LUX" - обработка кожных покровов проводится одним из двух способов: - кожу в месте инъекции протирают стерильным ватным тампоном, обильно смоченным средством. Время выдержки после окончания обработки - 20 секунд:
- кожу в месте инъекции орошают средством до полного увлажнения с последующей выдержкой 20 секунд. Остатки средства втирают в кожу стерильным ватным тампоном. В соответствии с п.3.4.50 СанПиН 3.3686-21 обработку инъекционного поля проводят двукратно, стерильной салфеткой, смоченной спиртосодержащим кожным антисептиком или способом орошения антисептиком (аэрозольным методом). Время обеззараживания должно соответствовать рекомендациям по применению конкретного антисептика. При необходимости место инъекции закрывается сухим стерильным шариком (салфеткой).
Также Участник считает, что средство дезинфицирующее "ЭТАЛЬ LUX" полностью соответствует всем требованиям Спецификации к Контракту N 03721000496230006160002 подтверждается Справкой Специалиста N 027647/4/77001/372023/К-18071 от 25.09.2023 (выдано АНО "Центр химических экспертиз).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭТАЛЬ-МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЭТАЛЬ-МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭТАЛЬ-МЕД" (ИНН: 7743142914), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2023 г. N РНП-78-1328/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023