Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
СПб ГКУ "УИТС" (далее - Заказчик):;
ООО "Нетрика Медицина" (далее - Заявитель):.;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24035-ЭП/23 от 20.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" в 2023-2024 годах (извещение N 0172200002523000436) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 31.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002523000436. Начальная (максимальная) цена контракта - 426 277 743,03 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, в электронном документе "Описание_объекта_закупки[52].docx" к извещению об осуществлении закупки.
Согласно ч.ч. 4 - 5 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются".
Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 18.09.2023 опубликовано Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 18.09.2023 NРИ1 и NРИ2, следующего содержания:
Содержание запроса о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта:
Запрос о даче разъяснений
Извещение о проведении открытого конкурса
в электронной форме от 31.08.2023 N 0172200002523000436
1. Правильно ли мы понимаем, что предоставление необходимого проприетарного системного программного обеспечения Системы (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для среды функционирования доработанной государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" не является обязанностью Подрядчика в рамках данного открытого конкурса?
2. В какие сроки предполагается предоставить проприетарное системное программное обеспечение (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для надлежащего функционирования государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"?
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта:
Текст запроса: |
Правильно ли мы понимаем, что предоставление необходимого проприетарного системного программного обеспечения Системы (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для среды функционирования доработанной государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" не является обязанностью Подрядчика в рамках данного открытого конкурса? |
Ответ заказчика: |
Уважаемый участник, В соответствии с п. 4.1.26 проекта государственного контракта (Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки) Подрядчик обязан согласовать с Государственным заказчиком необходимость использования при выполнении работ охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, объем и порядок приобретения прав на их использование. Указанное требование включено в проект государственный контракта в соответствии с Типовыми условиями контрактов на выполнение работ по созданию и(или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, утвержденных приказом Минцифры России от 17.12.2020 N 715.
Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и использование которых согласовано Государственным заказчиком в соответствии с п. 4.1.26 проекта Государственного контракта, подлежат включению в ведомость покупных изделий Технического проекта Системы.
В случае отсутствия у Государственного заказчика прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включенные в ведомость покупных изделий Технического проекта, Государственный заказчик в соответствии с пунктом 4.1.27 проекта Государственного контракта вправе потребовать безвозмездно передать ему права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и которые использовались Подрядчиком при выполнении работ по Контракту, в объеме, необходимом для использования Государственным заказчиком результатов работ по Контракту по их целевому назначению. Таким образом, обязанность по приобретению необходимого проприетарного системного программного обеспечения Системы (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) возлагается на Подрядчика в случае получения от Заказчика соответствующего требования. |
Текст запроса: |
В какие сроки предполагается предоставить проприетарное системное программное обеспечение (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для надлежащего функционирования государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"? |
Ответ заказчика: |
В случае если обязанность по передаче проприетарного программного обеспечения не возлагается на Подрядчика, такое программное обеспечнние будет предоставлено Заказчиком Подрядчику после предоставления ведомости покупных изделий (п.1.5.12 Приложения 4 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки)), в сроки, позволяющие Подрядчику своевременно исполнить свои обязательства по этапу "Рабочая документация и ввод в действие Системы". |
"Содержание запроса о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта:
Запрос о даче разъяснений
Извещение о проведении открытого конкурса
в электронной форме от 31.08.2023 N 0172200002523000436
1. Правильно ли мы понимаем, что предоставление необходимого проприетарного системного программного обеспечения Системы (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для среды функционирования доработанной государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" не является обязанностью Подрядчика в рамках данного открытого конкурса?
2. В какие сроки предполагается предоставить проприетарное системное программное обеспечение (а именно: систем управления базами данных; операционных систем) для надлежащего функционирования государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"?
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта:
Текст запроса: |
Правильно ли мы понимаем, что предоставление необходимого проприетарного программного обеспечения защиты информации и аппаратных средств защиты Системы для функционирования доработанной государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" не является обязанностью Подрядчика в рамках данного открытого конкурса? |
Ответ заказчика: |
Уважаемый участник, В соответствии с п. 4.1.26 проекта государственного контракта (Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки) Подрядчик обязан согласовать с Государственным заказчиком необходимость использования при выполнении работ охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, объем и порядок приобретения прав на их использование.
Указанное требование включено в проект государственный контракта в соответствии с Типовыми условиями контрактов на выполнение работ по созданию и(или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, утвержденных приказом Минцифры России от 17.12.2020 N 715.
Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и использование которых согласовано Государственным заказчиком в соответствии с п. 4.1.26 проекта Государственного контракта, подлежат включению в ведомость покупных изделий Технического проекта Системы.
В случае отсутствия у Государственного заказчика прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включенные в ведомость покупных изделий Технического проекта, Государственный заказчик в соответствии с пунктом 4.1.27 проекта Государственного контракта вправе потребовать безвозмездно передать ему права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и которые использовались Подрядчиком при выполнении работ по Контракту, в объеме, необходимом для использования Государственным заказчиком результатов работ по Контракту по их целевому назначению.
Таким образом, обязанность по приобретению необходимого проприетарного программного обеспечения защиты информации возлагается на Подрядчика в случае получения от Заказчика соответствующего требования.
Приобретение аппаратных средств защиты информации, включенных в ведомость покупных изделий, обеспечивается Заказчиком вне рамок государственного контракта. |
Текст запроса: |
В какие сроки предполагается предоставить необходимое проприетарное программное обеспечения защиты информации и аппаратных средств защиты Системы для надлежащего функционирования государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения"? |
Ответ заказчика: Проприетарное программное обеспечение и аппаратные средства защиты информации приобретаемые Заказчиком (имеющиеся в наличии у Заказчика), передаются Подрядчику в после предоставления ведомости покупных изделий (п.1.5.12 Приложения 4 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки)), в сроки, позволяющие Подрядчику своевременно исполнить свои обязательства по этапу "Рабочая документация и ввод в действие Системы". |
Изучив материалы дела Комиссия УФАС приходи к выводу, что из описания объекта закупки и полученных от Заказчика разъяснений положений извещения невозможно идентифицировать обязанность исполнителя по приобретению необходимого проприетарного программного обеспечения защиты информации.
Фактически Заказчик не установил конкретные показатели и характеристики данного требования, которые позволяли бы определить соответствие закупаемых работ установленным извещением о закупке требованиям.
Отсутствие явных характеристик могут влиять на выполнение работ, в котором заинтересован Заказчик и могут привести к негативным последствиям для заказчика и участника на стадии исполнения контракта, к возникновению спорных ситуаций после проведенного закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нетрика Медицина" обоснованной.
2. Признать в Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2023 г. N 44-3925/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023