Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) рассмотрела жалобу ООО "Томограф" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) для нужд ГБУЗ ВО "ОДКБ" (N закупки 0128200000123004247) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница"), уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области
Заявитель надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-671/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Томограф" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) для нужд ГБУЗ ВО "ОДКБ" (N закупки 0128200000123004247).
По мнению заявителя, в нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки заказчиком необоснованно не использовано соответствующее КТРУ. Также заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", однако установлены дополнительные характеристики отсутствующие в позиции КТРУ в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной в полном объеме, провести проверку правомерности действий заказчика, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили следующее.
Извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок 16.08.2023. Заявитель жалобы не указывает какой именно код КТРУ должен был применить заказчик, однако учитывая наименование объекта закупки, заказчик полагает, что это код КТРУ 26.60.11.119-00000028 Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела.
Срок обязательного применения кода каталога товаров, работ и услуг на систему рентгеновской компьютерной томографии всего тела 26.60.11.119-00000028 с 08 сентября 2023 года. В связи с тем, что размещение извещения (16.08.2023) предшествовало дате обязательного применения позиции КТРУ (08.09.2023) к данной закупке применяется пункт 9 Правил использования КТРУ. Заказчик учитывая требование законодательств, составил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В качестве кода товара, работы, услуги Заказчик указывает код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК-034-2014 в соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу "Томограф" необоснованной.
Заслушав мнение заказчика, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.08.2023 на официальном сайте ЕИФ РФ размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) для нужд ГБУЗ ВО "ОДКБ" (N закупки 0128200000123004247).
Начальная (максимальная) цена контракта 62 646 712,50 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок . Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 9 Правил в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что срок обязательного применения кода КТРУ 26.60.11.119-00000028 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" согласно информации с сайта ЕИС РФ в сфере закупок - с 19.10.2023.
В силу изложенного, заказчиком в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правомерно осуществлено описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемом извещении о проведении закупки заказчиком установлено наименование товара и значение показателей данного товара.
В аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Коммерческие предложения нескольких хозяйствующих субъектов свидетельствуют о возможности осуществить поставку по заданным заказчиком параметрам.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя ООО "Томограф" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) для нужд ГБУЗ ВО "ОДКБ" (N закупки 0128200000123004247) необоснованной
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 сентября 2023 г. N 033/06/33-671/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023