Резолютивная часть оглашена
22.09.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ООО "Навигатор-Т" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: Средства обеспечения пожарной безопасности (извещение N 0142200001323019429, начальная (максимальная) цена контракта - 225 792 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Заявителя, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Навигатор-Т" на положения извещения об осуществлении Закупки.
Согласно доводам жалобы в извещении об осуществлении закупки Заказчиком при описании технических характеристик товара использованы нестандартные показатели. Кроме того, совокупности указанных технических характеристик соответствует товар только одного производителя, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг участников закупки.
Также, заказчиком внесены изменения в извещение об осуществлении Закупки, при этом в нарушение требований Закона о контрактной системе не продлены сроки подачи заявок на участие в Закупке.
Уполномоченный орган против доводов жалобы в части непродления сроков подачи заявок возражал, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, извещение о закупке, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
06.09.2023 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: Средства обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Техническом задании установлены, в том числе, следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара "Самоспасатель":
Время защитного действия - минимальное значение показателя 15 минут, время защитного действия по опасным химическим веществам - минимальное значение показателя 30 минут, акролеин - минимальное значение 240 мл/м3.
Требования для самоспасателей, используемых при пожаре, установлены в подпункте 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 и согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии N 30 от 3 марта 2020 г. обеспечиваются применением ГОСТ Р 532612009.
Подпункт 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 и пункт 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 устанавливают показатели к времени защитного действия самоспасателя от токсичных продуктов горения, образующихся при пожаре, - не менее 15 минут.
Таким образом, требование к показателю времени защитного действия по опасным химическим веществам "Минимальное значение показателя 30 минут", установленное Заказчиком, не соответствует обязательным требованиям.
Кроме того, в нормативной документации установлены следующие концентрации в отношении основных тест-веществ, от которых должен обеспечивать защиту самоспасатель:
- акролеин - (100 +/- 10) мл/м3.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки использовал характеристики, не предусмотренные Техническим регламентом и документами по стандартизации.
При этом, вопреки требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, извещение о Закупке не содержит обоснование необходимости использования таких характеристик.
В действиях Заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Заявитель в жалобе со ссылкой на Единый реестр сертификатов соответствия (https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate) указывает, что ни один из самоспасателей не соответствует требованию Заказчика к времени защитного действия по тест-веществу "Акролеин" при минимальной концентрации 240 мл/м3.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2023 NИЭА1 следует, что на участие в Закупке подано 4 заявки, из которых 1 заявка допущена к участию в аукционе, 3 заявки отклонены от участия.
При этом, 2 заявки отклонены ввиду несоответствия технических характеристик предлагаемых самоспасателей, в том числе по показателю "акролеин".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, свидетельствующих о возможности поставки товара более, чем одного производителя, соответствующего требованиям извещения о Закупке, не представил.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с письмами ФАС России описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае внесения изменений в извещение о закупке при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.
Начальная (максимальная) цена контракта обжалуемой закупки составила 225 792 руб.
По инициативе Заказчика 13.09.2023 в извещение о закупке были внесены изменения, при этом срок окончания приема заявок установлен до 18.09.2023 12.00, что не противоречит пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 сентября 2023 г. N 447-15083-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023