Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АртИнвестГрупп" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой политехнический колледж" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121 (изв. N 0156200009923000955).
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 18.09.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 20.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000955, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на капитальный ремонт автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 24 341 180,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.09.2023 г.
Заявитель полагает, что работы, предусмотренные данным Контрактом, являются Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Заявитель поясняет, что таким образом Заказчик неверно указал в качестве дополнительного требования к участникам данной закупки требование, предполагающие проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), предусмотренное позицией 10 раздела II Постановления правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Заказчик и Уполномоченный орган в доводом жалобы Заявителя не согласны, о чем указали в предоставленных письменных пояснениях.
В частности, Заказчик и Уполномоченный орган поясняют, что дополнительные требования к участникам в данном электронном аукционе установлены верно, так как объект оспариваемой закупки включает в себя выполнение работ по капитальному ремонту автодрома. Из анализа объекта закупки следует, что предполагаемые к выполнению работы не подпадают под действие позиции 17 указанного постановления Правительства РФ, поскольку автодром не являются автомобильной дорогой либо ее частью в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, Уполномоченный орган сообщает, что согласно подп. "а" п. 1 приложения N 1 к правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (далее - ПП РФ N 1097), автодром это комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) выполнения испытательных упражнений при проведении практического экзамена на право управления транспортным средством (далее - практический экзамен) и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой.
Указанная позиция подтверждается заключением государственной экспертизы проектной документации по объекту "Капитальный ремонт автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121", согласно которому спорный объект относится к объекту капитального строительства.
Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, Заказчика, в соответствии с градостроительным законодательством и иными нормами права, автодром является объектом капитального строительства (сооружением), соответственно, Заказчиком, Уполномоченным органом верно указано в качестве дополнительного требования к участникам данной закупки требование, предполагающие проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 ПП РФ N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Позицией 10 приложения ПП РФ N 2571 в отношении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), установлено требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с извещением и приложениями к нему, объектом данного Контракта является Капитальный ремонт автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121.
Комиссия обращает внимание на то, Уполномоченным органом в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей" был сделан запрос (от 15.09.2023 N 32-01-исх49-174) со следующим содержанием: "исходя из анализа имеющегося описания объекта закупки, положительного заключения государственной экспертизы, проектной документации, на основании которой будут проводиться работы по капитальному ремонту автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121, какая из вышеуказанных позиций (позиция 10 или позиция 17 приложения к ПП РФ N 2571) по своему содержанию соотносима с объектом рассматриваемой закупки?"
В предоставленном ответе (N исх. 3262 от 19.09.2023) АСРО "Гильдия Пермских строителей" сообщает, что указанные в Техническом задании работы, в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ N 384) относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства, предусмотренных позицией 10 приложения к ПП РФ N 2571.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 2 ФЗ N 384, сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В силу подп. "а" п. 1 приложения N 1 к правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных ПП РФ N 1097, автодром - это комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) выполнения испытательных упражнений при проведении практического экзамена на право управления транспортным средством и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой.
Согласно абз. 4 пп. "а" п. 3 ПП РФ N 2571, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Комиссия отмечает, что НМЦК указанного контракта составляет 24 341 180,00 руб.
Комиссией установлено, что в соответствии с материалами извещения, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно установлено вышеуказанное дополнительное требование к участникам данного электронного аукциона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения Закона о закупках отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АртИнвестГрупп" на действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой политехнический колледж", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автодрома по адресу: с. Барда, ул. Ленина, 121 (изв. N 0156200009923000955) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023