Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 13817/23) Управление жилищных отношений администрации г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРС-Лидер" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1) (изв. N 0356500001423000319),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 20.09.2023 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 21.09.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356500001423000319 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 054 447,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
23.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "АРС-Лидер" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на сумму 2 397 740,73 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3 Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что срок передачи квартиры наступил 23.05.2023 г. 09.06.2023 г. Заказчик направил в адрес Исполнителя уведомление о нарушении сроков исполнения по Контракту. Согласно пункту 2.11.1 Контракта Исполнитель направил Заказчику 26.06.2023 г. уведомление о готовности квартиры к осмотру. Заказчик после получения уведомления Исполнителя о готовности квартиры к осмотру организовал комиссионное обследование квартиры и проверку соответствия качества квартиры требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием. При обследовании квартиры по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, д. 76а, кв. 35 комиссией по обследованию жилых помещений, приобретение (строительство) которых осуществляется с целью формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия) выявлены недостатки. В соответствии с пунктом 2.11.3 Контракта Комиссия 04.07.2023 г. составила Акт с отрицательным заключением. Исполнитель должен был устранить недостатки за свой счет в течение 7 (семи) календарных дней с момента подписания членами Комиссии Акта с отрицательным заключением, и направить Заказчику повторное уведомление о готовности квартиры к осмотру. В адрес управления жилищных отношений администрации города Перми от государственного казенного учреждения Пермского края "Управление по реализации жилищных программ Пермского края" поступило письмо от 05.07.2023 г. N СЭД-35.1-01-02-178 о направлении особых мнений члена комиссии. В ходе осмотра жилого помещения по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, д. 76а, кв. 35 были выявлены нарушения, которые отражены в особых мнениях члена комиссии. 07.07.2023 г. Заказчик направил в адрес Исполнителя уведомление N 059-11-01-29/2-113 об устранении замечаний при обследовании квартиры по адресу: ул. Ласьвинская, 76а-35. На дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта недостатки не устранены, квартира не передана Заказчику.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 01.09.2023 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.09.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.09.2023 г.
14.09.2023 г. информация об ООО "Арс-Лидер" направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Общества указала, что 25.03.2023 г. Общество приступило к выполнению ремонта в Квартире с целью ее дальнейшей передачи Заказчику. 12.04.2023 г. Общество обратилось в Пермский филиал АО "Газпром газораспределение Пермь" с целью подключения новой газовой плиты к общедомовой системе газоснабжения и установки счетчиков газа. Процесс получения необходимых документов от газоснабжающей организации затянулся по причинам, не зависящим от Общества. Газоснабжение отсутствовало во всех квартирах, расположенных по стояку нахождения жилого помещения. Проверку работоспособности всей системы газоснабжения стояка и, следовательно, подключение газового оборудования жилого помещения Общества к общедомовой системе газоснабжения, не могли произвести по причине отсутствия доступа в отдельные квартиры. 26.05.2023 г. газоснабжение по стояку было восстановлено. 16.06.2023 г. Городская межведомственная комиссия вынесла положительное заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47. 04.07.2023 г. Состоялся осмотр жилого помещения, по результатам которого был составлен Акт обследования и принято решение, что жилое помещение не соответствует требованиям Контракта с указанием замечаний для устранения. По результатам осмотра был составлен акт с указанием замечаний, среди которых было, в том числе, следующее: наличие технической ошибки в техпаспорте (перепутано положение ванны и раковины между собой). Представитель Общества пояснила, что найденная техническая ошибка относится ко всему жилому дому, а не отдельной квартиры. Данную ошибку Заказчик предложил устранить исключительно через согласование проекта мокрых точек. Такое согласование является длительным мероприятием, на которое в общей сложности уйдет от 3 до 4 месяцев. На момент заключения Контракта Общество не знало и не могло знать о наличии вышеуказанной технической ошибки и что ее устранение для Заказчика возможно только через согласование проекта мокрых точек. 21.07.2023 Общество направило Заказчику отказ от исправления замечаний, указанных в акте передачи Квартиры. Дополнительных соглашений между Сторонами о продлении срока Контракта не заключалось. Таким образом, представитель Общества уточнила, что в целях исполнения обязательств по Контракту были совершены следующие действия:
- Квартира была отремонтирована, установлено новое газовое оборудование, счетчики поверены;
- осуществлен сбор большого количества документов для получения заключения о пригодности жилого помещения для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47;
- велась переписка с газоснабжающей организацией и управляющей компанией для ускорения разрешения ситуации с подачей газа;
- Заказчик уведомлен о возникших трудностях;
- Общество пыталось согласовать увеличение сроков передачи квартиры из-за возникновения непредвиденных обстоятельств;
- получено положительное заключение о пригодности жилого помещения для проживания;
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии Обществом были представлены, в том числе, заключение N 81/2 от 16.06.2023 г. об оценке соответствия помещения (по адресу г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, д. 76а, кв. N 35) требованиям, установленным в положении оп признании помещения жилым помещением, фотографии жилого помещения, переписка с газоснабжающей организацией, а также чеки на покупку строительных материалов на ремонт помещения.
Таким образом, Исполнителем предпринимались меры, направленные на исполнение условий Контракта. Доказательств обратного представлено не было.
Кроме того, Комиссия, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Арс-Лидер" исполнило 161 контракт. Следовательно, ООО "Арс-Лидер" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителем, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Арс-Лидер" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Арс-Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 сентября 2023 г. N РНП-59-317
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023