Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение МКУ "Жилкомэнергосервис" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Чайковское ДСУ" в связи с односторонним отказом ООО "Чайковское ДСУ" от исполнения контракта на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа (изв. N 0856300008422000090),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300008422000090 Заказчиком проводился электронный аукцион на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 040 583,67 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.09.2023 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 21.09.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
11.04.2022 г. между Заказчиком и ООО "Чайковское ДСУ" (далее - Подрядчик) заключен контракт на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа (далее - Контракт). Цена контракта - 7 693 944,23 руб.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, 23.08.2023 г. Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка подрядчик (поставщик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Подрядчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснений представителей Подрядчика, следует, что Постановлением администрации Чайковского городского округа N 1492 от 30.12.2022 принято решение "Об изменении существенных условий муниципальных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Чайковского городского округа". Согласно п. 1.5 постановления N 1492: "С целью изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта: поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанный проект соглашения об изменении условий контракта". Согласно п. 4 Методики изменения (увеличения) цены муниципального контракта, являющимся неотъемлемой частью постановления, обоснование изменения стоимости материальных ресурсов и (или) оборудования, оказывающего существенное влияние на изменение цены контракта, оформляется в письменной форме в виде расчета на день обращения к заказчику, выполненного в соответствии с объемами работ, предусмотренными контрактом. 20.07.2023 в адрес Заказчика направлено обращение (исх. N 186) о внесении на рассмотрение вопроса о заключении дополнительного соглашения об увеличении цены контракта. Заказчиком письмом за N 01-07/1002 от 31.07.2023 предложение Подрядчика оставлено без рассмотрения, с ссылкой на непредставление Подрядчиком документов, обосновывающих предложение об изменении цены контракта, согласно п. 13 Методики изменения (увеличения) цены контракта. Согласно п. 13 указанной Методики, Цена контракта формируется на основании сметы в уровне цен на день выполнения, на остаток стоимости непринятых работ. 07.08.2023 (исх. 209) во исполнение письма Заказчика от 31.07.2023 Подрядчиком составлен локальный сметный расчет и направлен с предложением и доп. соглашением в адрес Заказчика. Предложение Подрядчика Заказчиком вновь оставлено без рассмотрения. Предложение Подрядчика о расторжении Контракта по соглашению сторон Заказчиком оставлено без рассмотрения. Помимо прочего, Заказчиком в нарушение пп. 21 п. 13 Технического задания к муниципальному контракту, нарушались сроки итоговой приемки выполненных работ, о чем Подрядчиком в адрес Заказчика направлялось письмо от 31.07.2023 N 198. При этом ссылка Заказчика на обращение Подрядчика с изменением существенных условий контракта в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 12.05.2022 N 516 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года для обеспечения муниципальных нужд Чайковского городского округа" не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно п. 1.1 Постановления администрации Чайковского городского округа N 358 от 17.04.2023 "О внесении изменений в постановление Чайковского городского округа от 12.05.2022 N 516 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2024 года для обеспечения муниципальных нужд Чайковского городского округа" пункт 3 изложен в следующей редакции: "Настоящее постановление не применяется к контрактам, заключенным для обеспечения муниципальных нужд Чайковского городского округа, изменение существенных условий которых регулируется, в том числе постановлением администрации Чайковского городского округа от 30.12.2022 N 1492 "Об изменении существенных условий муниципальных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Чайковского городского округа". При этом, требования о получении каких-либо согласований в ТПП для изменения условий контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ закон не устанавливает. На основании изложенного, Подрядчик указывает, что исполнение обязательств ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" по контракту с сохранением действующих цен становится невозможным. Сложившаяся на рынке на ситуация никак не могла быть спрогнозирована, ее невозможно было предвидеть, и соответственно, минимизировать либо исключить возможные риски. Любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с нашей организацией деятельность, не может избежать последствий повышения цен. В подтверждение повышения цен и наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих надлежащему исполнению своих обязательств по контракту, в адрес Заказчика Подрядчиком неоднократно предоставлялись расчеты стоимости материалов и оборудования, в том числе прейскуранты цен поставщиков на отпускные товары. Повышение цен на стоимость работ и материалов, приводит к снижению обеспечения уровня безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту, и как следствие ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчика в части нормативного содержания и обслуживании автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа.
Поскольку по состоянию на 29.08.2023 г. Заказчиком условия для изменения цены контракта не приняты, дополнительное соглашение не заключено работы по Контракту не выполнены, Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 29.08.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3592003111122000024 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.08.2023 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу 12.09.2023 г. Информация об ООО "Чайковское ДСУ" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 14.09.2023 г.
В приложении к обращению Заказчик указал, что ООО "Чайковское ДСУ" неоднократно обращалось в адрес Заказчика об увеличении цены контракта в виду возникших обстоятельств непреодолимой силы, а именно проведение вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции на Украине и последовавшие за этим разного рода ограничительные меры со стороны ряда стран, приведшие к резкому увеличению уровня цен на запасные части и материалы. Согласно приложенному расчету стоимости Подрядчик отражает увеличение цены контракта за счет изменения цены за единицу работ без изменения объема работ. Данные обращения были отклонены в виду отсутствия всех необходимых документов и информации, обосновывающие невозможность исполнения контракта. Кроме того, изменения курса валют и цен не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указывает п. 1.3 Положения о порядке освидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Заказчик рекомендовал Подрядчику направить обращение об изменении существенных условий контракта в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 12.05.2022 N 516 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2024 года для обеспечения муниципальных нужд Чайковского городского округа" в рамках ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с приложением всех необходимых документов и информации, в том числе документа, свидетельствующего о действии обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта. Данные рекомендации не приняты во внимание Подрядчиком, после чего 29.08.2023 последним было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 12.09.2023 решение вступило в законную силу. В период исполнения муниципального контракта со стороны Подрядчика неоднократно нарушались обязательства по надлежащему и своевременному содержанию автомобильных дорог, что подтверждается итоговыми актами оценки уровня содержания за период с июня 2023 г. по август 2023 г.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии представлен новый расчет стоимости на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, расположенных в Чайковском городском округе. Согласно данному расчету цена контракта должна быть изменена на 11 348 296,22 руб. Также, в адрес Комиссии была представлена переписка сторон, согласно которой Подрядчик был готов продолжить исполнение контракта при условии увеличения его цены, согласно новым расчетам. Кроме того, о намерении исполнить контракта свидетельствует тот факт, что на момент принятия решения Подрядчиком, контракта был исполнен на сумму 2 673 167,35 руб., что составляет 34,74 % от всей совокупности обязательств.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Чайковское ДСУ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Чайковское ДСУ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 сентября 2023 г. N РНП-59-313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023