Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Глобалс Аудит" (далее - Заявитель) на действия комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического учета, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика (изв.N 0156200009923000902),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000902 ГБУЗ ПК "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического учета, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.08.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 9 902 585,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.09.2023 г.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.09.2023 NПРОII1 заявке Заявителя (идентификационный номер заявки - 2) присвоенное 0 баллов по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки договоров" и "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" критерия "Квалификация участников закупки". В частности, по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заявителю засчитано 50 договоров, поскольку последние акты, составленные при исполнении договоров подписаны ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок (июль 2018), а также поскольку предмет представленных договоров не является сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заявителю был засчитан договор на сумму 1 500 000,00 руб., договор на оказание бухгалтерских услуг N2 от 24.12.2021 г. заключенный с ООО "Еврокоммерцъ" не является исполненным (согласно п/п. 7.1 п. 7 "Договор автоматически продляется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении в письменном виде") (согласно порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документом, подтверждающих наличие у участника закупки опыта является исключительно исполненный договор).
Заявитель полагает, что в Конкурсной комиссией не соблюден порядок оценки заявки Заявителя. Так Заявитель относительно договора на оказание бухгалтерских услуг N2 от 24.12.2021 г. указал, что подтверждением выполнения договора является акт выполненных работ, а не пункт договора о том, что договор продлен либо не продлен. Такой акт был приложен в составе заявки. Акт соответствует стоимости договора, оснований для вывода о том, что договор не исполнен не имеется. Относительно предмета представленных договоров по детализирующему показателю Заявитель указал, что аудиторский договор заведомо включает в себя ведение всех видов учета, указанных Заказчиком, то есть имеется прямая сопоставимость.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Конкурсной комиссии указал, что из 237 договоров, представленных Заявителем, что также подтверждается описью документов, содержащихся в составе его заявки, Конкурсной комиссией по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" было не засчитано 180 договоров, который признаны членами Конкурсной комиссии несопоставимыми предмету оценку. В соответствии с п. 1.1.1, 1.1.2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предмет договора (договоров), оцениваемый по данному детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): услуги и (или) комплекс услуг по: - ведению бюджетного и (или) бухгалтерского учета; и - ведению налогового учета; и - ведению кадрового учета; и - формированию (составлению) отчетности. Аудиторские услуги не являются сопоставимыми с предметом закупки, поскольку Заказчику необходим именно опыт по непосредственному ведению бухгалтерской (финансовой), а не ее проверке, которая представляет собой деятельность по экспертизе существующей в организации бухгалтерской отчетности, осуществляемую в соответствии с нормами специального Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В связи с чем аудиторская деятельность не может подменять собой сам бухгалтерский (финансовый) учет.
В части не принятия Конкурсной комиссией к оценке договора на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г. с ценой 45 000 000 руб. представитель Конкурсной комиссии указал, что в соответствии с п. 7.1 указанного договора он вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31 марта 2023 г. Договор автоматически продляется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении в письменном виде не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до даты истечения текущего срока действия договора. Таким образом, в указанном договоре содержится условие о его автоматическом продлении, если ни одна из сторон не уведомит о прекращении договора в письменной форме. Вместе с тем, каких-либо документов (уведомление о прекращении, соглашение о расторжении договора) в составе заявки Заявителя не представлено. В отсутствии письменных свидетельств прекращения указанного договора при условии его автоматического продления (при отсутствии письменного заявления одной из сторон) Конкурсная комиссия расценила представленный договор N 2 от 24.12.2021 г. пролонгированным и соответственно на момент оценки заявок неисполненным. При этом акт оказанных услуг вопреки соответствующему доводу Заявителя при наличии спорного договорного условия не может с достаточной степенью свидетельствовать об его исполнении в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0156200009923000902 объектом закупки является оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического учета, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика. Описание требуемых услуг указано в приложении к извещению "Техническое задание".
Согласно п. 2.3. Технического задания оказание услуг осуществляется на основании представленных Заказчиком первичных учетных документов, электронных первичных учетных документов, копий первичных учетных документов (должна быть обеспечена возможность свободного чтения текста документа) и необходимой информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами Заказчика, в соответствии с Приложениями 1, 2 к техническому заданию. При передаче документов между Сторонами составляется реестр документов, подписываемый уполномоченными представителями Сторон.
В соответствии с п. 3, 4, 7 раздела 2.1 Технического задания исполнителем оказываются такие услуги как:
- формирование по запросу Заказчика и предоставление ему оборотной ведомости (информации по остаткам основных средств) по материально-ответственным лицам не чаще 1 раза в квартал;
- своевременное, полное отражение на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах финансово-хозяйственных операций, связанных с поступлением, перемещением, выбытием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением, переоценкой основных средств на основании полученных и надлежащим образом оформленных первичных документов;
- ведение аналитического учета основных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства.
п. 1, 5, 12 раздела 5:
- формирование заявок на выплату денежных средств и заявок на оплату расходов в системе "АЦК-Финансы" не позднее 2 рабочих дней с момента регистрации обязательств в ЕИС УФХД;
- своевременное, полное отражение на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах кассового выбытия, поступления денежных средств;
- проверка отражения в СУФД расшифровки о внесенных денежных средствах на дебетовую карту, подписание расшифровки ЭЦП.
п. 1, 2, 5, 8 раздела 7:
- расчет и начисление заработной платы за 1 и 2 половины месяца, пособий по временной нетрудоспособности, расчет оплаты по договорам ГПХ и др. выплат работникам Заказчика;
- направление работникам Заказчика сформированных расчетных листов за отчетный месяц (при наличии в ЕИС УФХД адреса электронной почты);
- формирование налоговых регистров по начислению налогов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, страховых взносов во внебюджетные фонды;
- составление, подписание, направление Заказчику расчетно-платежных ведомостей за 2 дня до выдачи заработной платы (при условии соблюдения графика документооборота).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000902 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40 %), содержащий показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В качестве детализирующих показателей к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" являются:
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" принимается договор, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
услуги и (или) комплекс услуг по:
- ведению бюджетного и (или) бухгалтерского учета;
и
- ведению налогового учета;
и
- ведению кадрового учета;
и
- формированию (составлению) отчетности.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- реестровые номера контрактов (договоров) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок;
- к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается договор, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
услуги и (или) комплекс услуг по:
- ведению бюджетного и (или) бухгалтерского учета;
и
- ведению налогового учета;
и
- ведению кадрового учета;
и
- формированию (составлению) отчетности.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- реестровые номера контрактов (договоров) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок;
- к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Из анализа заявки Заявителя, описи, приложенной в заявке, установлено, что в подтверждение опыта работы, связанного с предметом контракта Заявителем было представлено 237 контрактов, в том числе 57 (пятьдесят семь) договоров (контрактов) по оказанию услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового учета и составлению отчетности заказчика и 180 договоров проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и правильности ее ведения. В качестве договора по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в составе заявки представлен договора на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г.
Относительно договора на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г. Комиссия отмечает следующее.
Договор на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г. (далее - Договор N 2) заключен между ООО "Еврокоммерцъ" и Заявителем на сумму 45 000 000,00 руб. Согласно п. 1.1. Договора N 2 исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по ведению учета на предприятии (бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового, управленческого учета), включая подготовку и сдачу годовой бухгалтерской отчетности за 2022 г., а также услуги по использованию и адаптации 1С - ориентировочной системы учета для нужд заказчика, в объемах и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 4.1. Договора N 2 подтверждением выполненной работы является акт выполненных работ. При передаче исполнителем работы (в ИФНС или заказчику), заказчик обязан подписать акт выполненных работ либо в течении 5 дней отправить исполнителю письменную обоснованную претензию. В случае отсутствия претензии работа считается выполненной полностью, качественно и в срок. При отсутствии акта выполненных работ подтверждением выполнения работы является факт приема отчетности налоговой инспекцией и другими официальными органами, и/или реестр переданных документов (расчетов, деклараций) заказчику.
В соответствии с п. 7.1 Договора N 2 договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31.03.2023 г. Договор автоматически продляется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении в письменном виде не позднее, чем за 30 дней до даты истечения текущего срока действия договора.
Как было указано выше, согласно порядку оценки опыт, сопоставимый с предметом контракта, является подтвержденный при предоставлении в составе заявки участника таких документов как исполненный договор (договоры) и акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Комиссия отмечает, что в данном случае, результатом оказания услуг по Договору N 2 будут являться выполненные услуги по ведению учета на предприятии (бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового, управленческого учета), включая подготовку и сдачу годовой бухгалтерской отчетности за 2022 г. на сумму 45 000 000,00 руб.
Подтверждением факта оказания услуг, соответствующих условиям Договора N 2, является акт приемки оказанных услуг N 67 от 28.04.2023 г. на сумму 45 000 000,00 руб., приложенный к Договору N 2 в составе заявки Заявителя. Отсутствие письменного заявления стороны Договора N 2 о его прекращении не может указывать на то, что Заявителем не оказаны услуги в полном объеме.
Следовательно, на момент рассмотрения заявки Заявителя Договор N 2 исполнен в полном объеме и на сумму, установленные таким договором, что подтверждается актом приемки оказанных услуги. В действиях Конкурсной комиссии, не принявшей к оценке Договор N 2, в нарушение установленного порядка оценки заявок, усматривается нарушение п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках.
Относительно несоответствия представленных Заявителем договоров по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Комиссия отмечает следующее.
В ходе анализа заявки Заявителя Комиссия установила, что предметом непринятых к оценке договоров является оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчиков.
В силу ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - ФЗ N 307) под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях ФЗ N 307 понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. Под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей ФЗ N 307 под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ N 402) бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными ФЗ N 402, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Под финансовой отчетностью, в силу п. 1 ст. 3 ФЗ N 402 понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными ФЗ N 402.
Комиссия отмечет, что в данном случае основной целью бухгалтерского учета является выявление прибыльности положения, финансового положения и результатов деятельности организации. В то время как аудит должен проверять правильность составления такой финансовой отчетности. При этом бухгалтерский учет - это непрерывная деятельность. В отличие от аудита, который является периодической деятельностью.
Кроме того, как было указано выше, от исполнителя требуется оказание таких услуг как расчет и начисление заработной платы за 1 и 2 половины месяца, пособий по временной нетрудоспособности, расчет оплаты по договорам ГПХ и др. выплат работникам Заказчика, своевременное, полное отражение на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах кассового выбытия, поступления денежных средств. Деятельность по оказанию услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не предполагает оказание таких услуг.
Следовательно, договор на оказание аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считаться договором, сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика, в частности не является договором на оказание услуги и (или) комплекса услуг по ведению бюджетного и (или) бухгалтерского учета и ведению налогового учета ведению кадрового учета и формированию (составлению) отчетности.
На основании указанного выше, в действиях Конкурсной комиссии, в части не принятия к оценке договоров является оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ввиду их несоответствия предмету оценки, нарушения порядка оценки не допущено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобалс Аудит" на действия комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического учета, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика (изв.N 0156200009923000902) обоснованной в части довода о нарушении Конкурсной комиссией порядка оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение требований п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 сентября 2023 г. N 14085/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023