На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от Сысоева Константина Владимировича о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области (далее - Заказчик), С<_> (далее - Заявитель), уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика - Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области при проведении:
- электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда и незаконных строений в п. Сеймчан по ул. Ленина, д. 38" (реестровый номер извещения N 0347300014323000033);
- электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхих и аварийных построек и незаконных строений в п. Сеймчан" (реестровый номер извещения N 0347300014323000034).
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Закона о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, Письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 31.08.2023 заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда и незаконных строений в п. Сеймчан по ул. Ленина, д. 38" (реестровый номер извещения N 0347300014323000033).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 492 247,64 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 08.09.2023 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.09.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.09.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2023 NИЭА1, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
1.1) 31.08.2023 заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхих и аварийных построек и незаконных строений в п. Сеймчан" (реестровый номер извещения N 0347300014323000034).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 968 672,74 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 08.09.2023 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.09.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.09.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2023 NИЭА1, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
1. В письменных обращениях (вх. N 3378/23 от 07.09.2023, N 3398/23 от 08.09.2023) Заявитель указывает, что в извещениях о рассматриваемых электронных аукционах Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе одновременно с требованием об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера (подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а также требование о наличии в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
1.1) Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571, если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Рассмотрев извещения об осуществлении рассматриваемых закупок, Комиссия установила, что Заказчиком установлены требования к участникам в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571.
Комиссия отмечает, что из системного толкования вышеуказанных норм законодательства о контрактной системе следует, что частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика на установление требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вне зависимости от случая направления обращения о включении сведений в указанный реестр, по которому сведения об участнике закупке были включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем норма, закрепленная в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 2571, вменяет заказчикам обязанность в определенных случаях устанавливать данное требование, но не ограничивает их в праве устанавливать такие требования одновременно с требованиями по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод в указанной части признан необоснованным.
1.2) Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
А именно (в соответствии с вышеуказанными положениями статьи 43 Закона о контрактной системе):
1) информацию и документы об участнике закупки:
"м" - решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
"н" - документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
"о" - декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
"п" - реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
"а" - с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
"б" - наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
"в" - документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
"д" - иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
3) информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией установлено, что Заказчик в приложениях к извещениям о рассматриваемых закупках - "Требования к составу заявки и инструкция", установил следующее требование: "Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Между тем, при проведении электронного аукциона частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено указание в заявке участника предложения о цене контракта.
Довод Заказчика, изложенный в письменном пояснении (вх. N 3637-ЭП/23 от 26.09.2023), об отсутствии нарушения положений Закона о контрактной системе, при установлении требования о наличие в заявке предложения участника закупки о цене контракта, поскольку приложение к извещению - "Требования к составу заявки и инструкция" является общим для конкурентных способов закупки, к которым относятся аукционы, конкурсы и запрос котировки цен, не является состоятельным, поскольку, вышеуказанная инструкция является приложением к конкретным извещениям о проведении электронных аукционов N 0347300014323000033, 0347300014323000034.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление данного требования не соответствует положениям Закона о контрактной системе. В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Иные требования законодательства о контрактной системе при проведении данного электронного аукциона, также явились предметом рассмотрения Комиссии, нарушений не установлено.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области при проведении:
- электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда и незаконных строений в п. Сеймчан по ул. Ленина, д. 38" (реестровый номер извещения N 0347300014323000033);
- электронного аукциона "Выполнение работ по сносу ветхих и аварийных построек и незаконных строений в п. Сеймчан" (реестровый номер извещения N 0347300014323000034) нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать поскольку рассматриваемые закупки признаны не состоявшимися.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 27 сентября 2023 г. N 049/10/99-197/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023