Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заявителя - индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича - не явился, извещен,
от заказчика - ФКУ "Управление федеральный автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства - Арсеньева Алексея Владимировича, Баталовой Елены Васильевны,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия заказчика при проведении закупке N 0317100000523000047 "Выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ФКУ Упрдор "Алтай" (Республика Алтай)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее- заявитель) на действия заказчика при проведении закупке N 0317100000523000047 "Выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ФКУ Упрдор "Алтай" (Республика Алтай)".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что заказчик установил ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует положениям пп. "в" п. 32 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604: в подтверждение опыта выполнения работ при проведении закупки работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны приниматься к оценке исключительно договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Заявитель также указывает, что заказчиком в нарушение положений п. 32 Положения Постановления Правительства РФ N 2604 установлен критерий оценки "характеристика объекта закупки", поскольку объектом закупки являются работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги.
Представители заказчика представили письменные пояснения, указали, что предметом контракта является обслуживание средств (систем) обеспечения транспортной безопасности. Данный вид работ носит специфический характер, предусматривает работы с высокотехнологичным оборудованием и направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Иные виды работ, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, не могут считаться надлежащим опытом выполнения работ в целях определения лучших условий исполнения контракта при оценке заявок, так как в состав указанных работ не входят работы, предусмотренные контрактом.
Со вторым доводом жалобы представители заказчика согласились, просили выдать предписание об устранении нарушений.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
28.08.2023 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0317100000523000047 "Выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ФКУ Упрдор "Алтай" (Республика Алтай)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 021 276,98 руб.
В пункте 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 вышеназванной статьи порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В пункте 3 Положения указано, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп."в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В соответствии с разделом IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в работы по содержанию автомобильных дорог входит обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Объектом закупки является выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно Приложению N 4 к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Цена контракта;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации)
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Детализирующий показатель: Общая цена исполненных участником закупки договоров.
Предметом договора (договоров) и перечень документов, оцениваемого по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", сопоставимого с предметом контракта, заключенного по результатам определения исполнителя является исполненный договор (договоры), предусматривающие выполнение работ (оказание услуг), связанных с предметом контракта, а именно: работ (услуг) по оснащению категорированных объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства и (или) по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на категорированных объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Предметом договора (договоров) является исполненный договор (договоры), предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по оснащению категорированных объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства и (или) по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на категорированных объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Поскольку предметом контракта являются работы по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, положения извещения о предоставлении договоров именно на выполнение работ по оснащению объектов инженерно-техническими средствами (системами), по их обслуживанию не нарушает положения ч. 1 ст. 32 закон о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а" 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются.
Поскольку заказчиком в извещении был установлен нестоимостный критерий оценки заявки - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки , заказчиком были нарушены требования п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, пп. "а" 32 Положения. В действиях заказчика имеются признаки состава административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), устранение допущенного нарушения возможно только путем аннулирования закупки.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича частично обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме, выразившиеся в нарушении п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, пп. "а" 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604, неправомерными;
3. выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки;
4. передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 сентября 2023 г. N 022/06/32-1113/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023