Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омские кабельные сети" (далее - ООО "Омские кабельные сети", заявитель) на действия бюджетного учреждения города Омска "Эксплуатация объектов внешнего благоустройства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по установке системы видеонаблюдения с использованием средств видеофиксации в подземном переходе города Омска (Реестровый номер 33.1220.23) (извещение N 0152300011923001219) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее -уполномоченный орган),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", исполняющего обязанности директора, "_" (доверенность N 3 от 26.06.2023), "_", заместителя директора (без надлежаще оформленной доверенности),
заказчика - "_", директора,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России посредством единой информационной системы поступила (вх. N 8710-ЭП/23 от 19.09.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1345512,65 руб.
Согласно извещению об осуществлении закупки дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 25.09.2023 в 07:00 час. (МСК+3).
25.09.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому ценное предложение в размере 1338712,65 руб. было подано одним участником из двух поданных на участие в закупке заявок.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы ООО "Омские кабельные сети" сводятся к тому, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с тем, что рабочая документация не содержит функционал и требования к специальному программному обеспечению придорожного шкафа TScross 4G-4P/1FP, что, по его мнению, приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу у заказчика и уполномоченного органа были запрошены (исх. N ТШ/5860/23 от 21.09.2023) письменные пояснения по доводам жалобы с приложением документальных доказательств.
Субъектами контроля представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 8826-ЭП/23 от 22.09.2023 и вх. N 8845-ЭП/23 от 25.09.2023), из которых следует, что извещение, размещенное на официальном сайте ЕИС для целей проведения настоящей закупки, соответствует Федеральному закону о контрактной системе, требования к закупаемым работам являются необходимыми и достаточными для определения потребностей заказчика.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, в соответствии с принципами открытости и прозрачности, закрепленными в статье 7 Федерального закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки,
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пунктов 1, 2 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона,
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта,
- проект контракта.
Оценивая правомерность определенных заказчиком требований к выполняемым работам, Комиссия исходила из следующего.
Объектом рассматриваемой закупки выступает выполнение работ по установке системы видеонаблюдения с использованием средств видеофиксации в подземном переходе города Омска.
Описание объекта закупки для нужд заказчика было представлено в одноименном электронном документе.
Согласно данному документу выполнение работ производится в соответствии условиями контракта, работы выполняются в соответствии с рабочей документацией, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта).
Из электронного документа "Описание объекта закупки" следует, что все указания в рабочей документации, локальном сметном расчете на товарные знаки, марки, а также на наименования производителей конкретных материалов и оборудования (за исключением программного обеспечения "Вокорд Тахион") носят примерный (сравнительный) характер и указаны в целях определения эквивалентности (соответствия) товара, используемого для выполнения работ.
Характеристики, необходимые для определения эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ, что также следует из описания объекта закупки, содержатся в рабочей документации и локальном сметном расчете.
Аналогичная информация содержится в пункте 3.3 проекта контракта.
В связи с указанием в описании объекта закупки конкретного программного обеспечения было установлено следующее: "эквивалент не предусмотрен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для необходимости обеспечения взаимодействия с используемым Заказчиком оборудованием.
Видеосигналы, поступающее с видеокамер, обрабатываются и записываются на локальный промышленный компьютер и транслируются на сервер с ПО "Вокорд Тахион", установленным по адресу ул. Гагарина, д. 34, с последующей передачей в АПК "Безопасный город Омской области" для дальнейшей аналитической обработки (в том числе распознавания лиц)".
Объем требующихся к выполнению работ приведен в локальном сметном расчете, являющемся приложением к электронному документу "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Так, в пункт 2 раздела 1 "монтажные работы" локального сметного расчета включен придорожный шкаф TSCross 4G-4P/1FP с аппаратурой контроля и управления.
При этом в размещенной в составе извещения об осуществлении закупки рабочей документации, а именно на листе 1 "Станционные сооружения. Схема организации связи" в пунктах 1 и 2 Примечания было указано:
"1. Для локального хранения видеоданных проектом предусмотрено установить телекоммуникационный шкаф TSCross 4G-4P/1FP с аппаратурой контроля и управления и вычислительным модулем на базе промышленного компьютера с программным обеспечением ПО "Вокорд Тахион".
2. Видеосигналы, поступающие с видеокамер проектируемой системы видеонаблюдения пешеходного перехода, далее транслируются на центральный сервер АПК "Вокорд Тахион", размещенный по адресу г. Омск, ул. Гагарина, д.34".
В числе пусконаладочных работ (лист 2 "Ведомость объемов работ", позиция 2.2 раздела 2 "Пусконаладочные работы") рабочая документация содержит сведения об инсталляции и базовой настройке общего и специального программного обеспечения (ПО Вокорд Тахион).
Кроме того, позиция 1.1 раздела 1 "Оборудование и программное обеспечение" (лист 1 "Спецификация оборудования, кабельных изделий и материалов") рабочей документации указывает на наличие придорожного шкафа TSCross 4G-4P/1FP с аппаратурой контроля и управления с вычислительным модулем (промышленным компьютером и программным обеспечением ПО "Вокорд Тахион").
Таким образом, из рабочей документации непосредственно следует, что в рамках выполнения работ по установке системы видеонаблюдения требуется монтаж придорожного шкафа TSCross 4G-4P/1FP именно с программным обеспечением ПО "Вокорд Тахион", никакое иное программное обеспечение ввиду предусмотренной в извещении об осуществлении закупки невозможности замены данного оборудования на эквивалент установлено быть не может.
В отношении довода ООО "Омские кабельные сети" о том, что в таблице 1 отсутствуют требования к специальному программному обеспечению, Комиссия отмечает следующее.
В качестве приложения к разделу 1 "Оборудование и программное обеспечение" (лист 1 "Спецификация оборудования, кабельных изделий и материалов") рабочей документации представлен Паспорт 421457.021ПС на изделие "Придорожный шкаф с аппаратурой контроля и управления TSCross 4G-4P/1FP", в пункте 1.7 которого указано, что общие технические характеристики изделия приведены в таблице 1.
В строке "Центральный контроллер" таблицы 1 указано его значение - "PowerPC под управлением ОС Linux и специальное ПО".
С учетом сведений, содержащихся непосредственно в рабочей документации, можно сделать вывод о том, что на вычислительном модуле изделия "Придорожный шкаф с аппаратурой контроля и управления TSCross 4G-4P/1FP" может быть установлено программное обеспечение "Вокорд Тахион".
Таким образом, руководствуясь прямым указанием описания объекта закупки, подрядчику в рамках исполнения обязательств по контракту, заключенному по результатам осуществления рассматриваемой закупки, надлежит выполнять работы исключительно в соответствии с рабочей документацией и в объеме, определенном локальным сметным расчетом, при этом фактическое указание либо неуказание в прилагаемом к спецификации паспорте на изделие "Придорожный шкаф с аппаратурой контроля и управления TSCross 4G-4P/1FP" конкретного наименования программного обеспечения на объем, состав выполняемых работ в данном случае повлиять не может.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам (работам, услугам), которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссия не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия заказчика при формировании требований к работам, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
Кроме того, заявителем не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности выполнения работ, соответствующих требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Объектом спорной закупки является выполнение работ, а не производство товара.
Подрядчиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое выполнить работу, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к работам, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Комиссией установлено, что требования к выполняемым работам являются необходимыми и достаточными для определения потребностей заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с указанным жалоба ООО "Омские кабельные сети" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омские кабельные сети" на действия бюджетного учреждения города Омска "Эксплуатация объектов внешнего благоустройства" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по установке системы видеонаблюдения с использованием средств видеофиксации в подземном переходе города Омска (Реестровый номер 33.1220.23) (извещение N 0152300011923001219), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 сентября 2023 г. N 055/06/106-1056/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023