Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Бастраков А.В.- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
Ершова Г.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Ухова И.Н. - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в ходе проведения внеплановой проверки в отношении ГБУ ДО Республики Марий Эл "Спортивная школа олимпийского резерва "Виктория" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку унитазов (номер извещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0308200026223000005),
установила:
В Марийское УФАС России поступила информация (АСО "общественный контроль") о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении ГБУ ДО Республики Марий Эл "Спортивная школа олимпийского резерва "Виктория" при проведении электронного аукциона на поставку унитазов (номер извещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0308200026223000005).
В результате внеплановой проверки, оценки представленных материалов установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5 - 6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п. п. 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из материалов дела следует, что заказчик проводит закупку на поставку унитазов.
При описании объекта закупки заказчиком использована позиция каталога товаров, работ и услуг 23.42.10.150-00000004 с кодом ОКПД2 23.42.10.150. Унитазы керамические. Наличие инсталяции для унитаза в комплекте - да
Направление выпуска (стока) - горизонтальное (в стену). По типу монтажа - приставной.
Согласно техническому заданию, заказчику требуется 27 унитазов компакт с бачками со следующими характеристиками: с горизонтальным выпуском; площадка смыва -наклонная; бачок наливной с нижним подводом; стульчик: пластмассовый; сливное устройство одно позиционное; подключение сливного устройства - 1/2; сливная кнопка с никелевым блестящим покрытием; гофра соединительная ф110 мм; гибкая подводка л-60 см.,1/2*1/2г/г; крепление для унитаза.
Согласно указанной позиции КТРУ обязательной характеристикой для включения в описание объекта закупки является "По типу монтажа": приставной.
При этом, Комиссия Марийского УФАС России установила, некоторые характеристики, установленные заказчиком при описании объекта закупки, отсутствуют в позиции КТРУ, такие как: сливное устройство одно позиционное; подключение сливного устройства-1/2; сливная кнопка с никелевым блестящим покрытием; гофра соединительная ф110 мм; гибкая подводка л-60 см.,1/2*1/2г/г; крепление для унитаза.
Их письменных пояснений заказчика следует, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Указанные дополнительные характеристики были включены заказчиком при описании объекта закупки, в связи с тем, что новые унитазы будут монтироваться в действующее сантехническое оборудование и подключены к системе водоотведения, водопотребления в целях улучшения жилищных условий лиц, прибывших из республик ДНР, ЛДР, Запорожской и Херсонской областей.
Однако, заказчик не учел положения пункта 6 Правил использования КТРУ, в которых указывается, что в случае включения дополнительных характеристик при описании объекта закупки не включенных в позиции КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия,
решила:
1. Признать в действиях ГБУ ДО Республики Марий Эл "Спортивная школа олимпийского резерва "Виктория" нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должных лиц заказчика.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 21 сентября 2023 г. N 012/06/99-849/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023