Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N7-3/545 по обращению заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее также - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" (ИНН 5906174037) (далее - ООО "Конюхов и Можаев", Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.07.2023 N 188/23-7 на поставку абсорбирующего белья (впитывающие простыни) для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый номер 1270000031323000153),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО о включении сведений об ООО "Конюхов и Можаев" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 28.07.2023 N 188/23-7 на поставку абсорбирующего белья (впитывающие простыни) для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый номер 1270000031323000153), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 05.07.2023 N 0222100000123000123), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Конюхов и Можаев" (далее также - Поставщик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 28.07.2023 N 188/23-7 на поставку абсорбирующего белья (впитывающие простыни) для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый номер 1270000031323000153) (далее также - контракт) заключен по результатам проведения заказчиком электронного аукциона (Извещение от 05.07.2023 N 0222100000123000123).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации-впитывающие простыни (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение 1 к Контракту) и спецификацией (приложение 2 к Контракту), в Хабаровский край и Еврейскую автономную область по следующим направлениям:
N п/п |
Районы доставки |
Количество поставки в штуках |
1 |
г. Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский р-н, Солнечный р-н |
9000 |
2 |
г. Хабаровск, Бикинский р-н, Хабаровский р-н, Вяземский р-н, р-н имени Лазо, Нанайский р-н |
54600 |
3 |
г. Амурск, Амурский р-н, Верхнебуреинский р-н, р-н имени Полины Осипенко |
3600 |
4 |
г. Советская Гавань, Советско-Гаванский р-н, Ванинский р-н |
3900 |
5 |
г. Николаевск-на-Амуре, Николаевский р-н, Ульчский р-н, Охотский р-н, Аяно-Майский р-н, Тугуро-Чумиканский р-н |
3900 |
6 |
г. Биробиджан, Биробиджанский р-н, Ленинский р-н, Смидовичский р-н, Октябрьский р-н |
6000 |
|
Всего |
81 000 |
в соответствии с календарным планом (приложение 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Государственным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Направления), а Государственный заказчик обязуется оплатить Товар.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что цена Контракта составляет 1 606 447 (Один миллион шестьсот шесть тысяч четыреста сорок семь) рублей 72 копейки, НДС не облагается (в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Цена Контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением Поставщиком обязательств по Контракту, в том числе налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена единицы Товара и его количество приведены в спецификации.
Приложением 1 к Контракту Стороны согласовали требования, предъявляемые к качеству, безопасности, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к техническим и функциональным характеристикам Товара.
Приложением 2 к Контракту Стороны согласовали Спецификацию.
Приложением 3 к Контракту Стороны согласовали календарный план.
п/п |
Наименование Товара |
Периоды (этапы) поставки на 2023 год |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб. коп.) |
1 |
22-01-01 Впитывающие простыни (40x60)см, обеспечивающие уход за больными с средними и тяжелыми формами недержания мочи и кала. Абсорбционная способность: 400 мл |
до 10.08.2023 |
389
1 |
5165,92
12,60 |
2 |
22-01-02 Впитывающие простыни (60х60)см, обеспечивающие уход за больными с средними и тяжелыми формами недержания мочи и кала. Абсорбционная способность: 800 мл |
до 10.08.2023 |
1800 |
31374,00 |
3 |
22-01-03 Впитывающие простыни (90х60)см, обеспечивающие уход за больными с средними и тяжелыми формами недержания мочи и кала. Абсорбционная способность: 1200 мл |
до 10.08.2023 |
78810 |
1569895,20 |
Итого: |
81000 |
1606447,72 |
Согласно п. 1.2 контракта поставка Получателям Товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными Контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта срок Товара: с даты получения от Государственного заказчика реестра получателей Товара (приложение 4 к Контракту) до 01.09.2023.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 3 контракта.
Согласно п.п. 3.3.1, 3.3.2 контракта Поставщик обязан обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом. Проинформировать Государственного заказчика по средством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, для проведения Государственным заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Государственного заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика.
В соответствии с п. 5.1 контракта поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Государственного заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.
В силу п. 5.2 контракта при передаче Товара Получателю (представителю Получателя) Поставщик и Получатель (представитель Получателя) подписывают акт приема-передачи Товара. Акты приема-передачи Товара составляются в трех экземплярах - один экземпляр передается Государственному заказчику, второй экземпляр остается у Поставщика, третий экземпляр передается Получателю (представителю Получателя). В случае, если доставка Товара Получателю осуществлялась службой доставки (почтовым отправлением), Поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения подтверждения факта доставки Товара Получателю, направляет Государственному заказчику документ/уведомление о вручении, подтверждающее факт доставки Товара Получателю и подписанный Получателем акт приема-передачи Товара (Приложение 6 к Контракту).
Согласно п. 5.3 контракта в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней после поставки Товара всем Получателям, указанным в реестре получателей Товара, Поставщик формирует и размещает в единой информационной системе один документ о приемке по каждому исполненному реестру получателей Товара, направляет Государственному заказчику отчетную документацию - акты приема-передачи Товара (Приложение 6 к Контракту) (кроме случая, предусмотренного пунктом 5.2 Контракта), отчет о поставке Товара Получателям в одном экземпляре (Приложение 7 к Контракту), отрывные талоны к направлениям на бумажном носителе и/или в электронном виде.
В соответствии с п. 2.2 контракта контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 01.11.2023. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.
Согласно п. 13.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Государственным контрактом установлен срок поставки товара для проведения выборочной проверки до 10.08.2023.
Поставщик письмом от 09.08.2023 исх. А-78 проинформировал заказчика о невозможности надлежащим образом исполнить возложенные на него обязательства и просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Заказчик ответным письмом от 14.08.2023 исх. N НМ-07-12/116675 предложил Поставщику принять меры по исполнению обязательств и предоставить товар для выборочной проверки до 18.08.2023.
Однако до 18.08.2023 товар для выборочной проверки не поставлен.
По состоянию на 31.08.2023 товар в адрес заказчика также не поставлен, при том, что срок поставки в соответствии с п. 2.1 контракта установлен до 01.09.2023. Т.е. крайний срок поставки товара - 31.08.2023.
Указанное явилось основанием для принятия заказчиком 31.08.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 20.09.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
20.09.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В связи с расторжением контракта заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Конюхов и Можаев".
В ходе проведения проверки Обществом в Хабаровское УФАС России письменные пояснения не представлены.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450).
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: - поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; - неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из материалов дела, ООО "Конюхов и Можаев" в установленный срок поставку товара в полном объеме не осуществило, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В дальнейшем поставщик нарушения условий контракта не устранил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из статьи 10 ГК РФ следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участник закупки от исполнения контракта уклонился, необходимые сведения о ходе исполнения контракта заказчику не представил.
В соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не установлено.
Таким образом, учитывая недобросовестность поведения ООО "Конюхов и Можаев", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведения об ООО "Конюхов и Можаев" (ИНН 5906174037), учредителе (генеральном директоре) Общества Конюхове Иване Александровиче (ИНН 590501944233) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ООО "Конюхов и Можаев" (ИНН 5906174037), учредителя (генерального директора) Общества Конюхова ИванаАлександровича (ИНН 590501944233), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 сентября 2023 г. N РНП-375
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023