Резолютивная часть решения оглашена "25" сентября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" сентября 2023 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии:
Ключникова Е.В. - заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
Акперова Э.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
Улупов К.О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии посредством видеооконференц-связи представителя Администрации Конаковского района Тверской области (далее - Заказчик): *** (по доверенности),
представители ООО ГК "КМ" (далее - Заявитель), на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 19.09.2023 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного изолированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение от 12.09.2023 N 0136300000723000162 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводу Заявителя, требование о предоставлении документов, подтверждающих право собственности, на этапе подачи заявки является избыточным поскольку ограничивает возможных участников аукциона, которые приобретают квартиры после победы в аукционе.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 12.09.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 287 390,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 20.09.2023, не подано ни одной заявки на участие в закупке, электронная процедура признана несостоявшейся.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению:
"В силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участниками закупок в составе заявки представляется выписка из Единого государственного реестра недвижимости или его копия.
В случае, если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица в соответствии с положениями статей 157.1, 253 и 292 Гражданского кодекса РФ участник закупки дополнительно должен приложить нотариально заверенное (если в силу закона требуется нотариальное удостоверение) согласие третьего лица, являющейся основанием для государственной регистрации права или его копию".
Вместе с тем, согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Вопросы представительства регулируются главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие положения о доверенности закреплены в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
Более того, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. N АКПИ16-1287 указано, что Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Соответственно, утверждение Заказчика, что участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающие документы на данное помещение, являющееся предметом электронного аукциона, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе не соответствует действующему законодательству, поскольку данная статья устанавливает требования к участникам закупки, поскольку участники закупки не обязаны иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание закупки может содержать исключительно функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В свою очередь, подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе возлагает на участника закупки обязанность представить в заявке характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, участник закупки обязан в заявке представить предложения по функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Требовать от участника указания в заявке предложения по другим требованиям документации о закупке не допускается (ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе).
В составе описания объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования:
"Жилое помещение должно находиться в собственности у Продавца, либо Продавец имеет нотариально заверенную доверенность, подтверждающую полномочия лица по осуществлению всех действий по продаже (в случае, если собственник поручает осуществить все действия по продаже жилого помещения другому лицу, риэлторской компании и т.д.)".
Анализируя содержание спорного требования, Комиссия отмечает, что нахождение товара в собственности у участника закупки, равно как и наличие у участника доверенности на реализацию имущества не характеризует товар (квартиру) ни с функциональной, ни с качественной точки зрения, не является технической характеристикой товара.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчика части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем не подано ни одной заявки на участие в закупке, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "КМ"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 28 сентября 2023 г. N 069/06/105-819/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023