Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю.- заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - Ломанова Е.М.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - Кругликова А.С.,
при участии представителя от Заказчика - Киселева А.В. (доверенность N2569 от 20.09.2023) (до перерыва), представителя от Заявителя - Ведерниковой О.В. (доверенность от 01.02.2023) и представителя от ООО "ВТЭК" (победитель аукциона) - Коротаева А.М. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Техпроект" на действие комиссии по осуществлению закупок при подведении итогов электронного аукциона на выполнение работ по замене дымовых труб на котельной N8 и N10 (номер извещения: 0157300010723000016) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2023 Заказчик - Администрацией Дновского района Псковской области объявлен электронный аукциона на выполнение работ по замене дымовых труб на котельной N8 и N10 (номер извещения: 0157300010723000016).
Извещение N0157300010723000016 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 06.09.2023 09:23.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 13.09.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2023 NИЭА1 на участие в аукционе подано 6 (шесть) заявок, все признаны соответствующими, победителем признан участник, подавший заявку N66, с предложением о цене контракта 2 057 222,00 рубля.
14.09.2023 (вх.N4339-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 21.09.2023 в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 20.09.2023 в 11.20.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N4339-ЭП/23 от 14.09.2023).
Комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Администрации Дновского муниципального района не произвела полной и всесторонней оценки заявок, не проверила полноту и достоверность представленных участниками закупки данных и документов, тем самым допустив нарушение законодательства РФ.
Представитель Заказчика, не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, исх.N2507 от 15.09.2023, в материалах дела):
В разделе "Преимущества и требования к участникам" - требование на наличие СРО не установлено, в приложении N 3 "Требование к содержанию и составу заявки" к извещению требование о предоставлении документов подтверждающих наличие СРО не установлено, так как по данному виду работ "Выполнение работ дымовых труб на котельной N8 и N10", а также в пределах суммы НМЦК (3 млн. руб.) наличие СРО не требуется.
В приложении "Техническое задание" не указывается, какие должны быть прикреплены к заявке. Такая информация указывается в приложении "Требование к содержанию и составу заявки".
В таблице 2 "Состав работ и требования к материалам, используемым при производстве работ" приложения N1 "Техническое задание" указано "наличие СРО на проектирование, для разработки проекта производства работ" - это является технической ошибкой, так как объект закупки это работы, проектирование не входит в состав закупки.
Комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Администрации Дновского района рассмотрела все заявки и оценила их согласно требованиям извещения и информации содержащейся в приложении N3 "Требование к содержанию и составу заявки".
Таким образом, считаем, что права участников электронного аукциона 0157300010723000016 не нарушены и просим признать жалобу ООО "Техпроект" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2023 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 6 (шесть) заявок. Все заявки признаны соответствующими.
Согласно извещению требование о наличии в составе заявке у участников закупки членства СРО заказчиком установлено не было.
Поскольку требований о наличии в составе заявке членства СРО установлено не было, у комиссии заказчика - Администрации Дновского района не было оснований о признании заявок несоответствующими требованиям, установленным заказчиком в извещении.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии заказчика отсутствуют нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Амурского У ФАС России отмечает, что Заказчиком фактически не устанавливались требования к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на допуск к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ N 624. Указанное требование установлено исключительно к подрядчику, выполняющему работы по контракту. Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, фактически указанная опечатка Заказчика не могла привести к ограничению участников рассматриваемой закупки поскольку документы, подтверждающие соответствие требованию о наличии членства в СРО, в составе заявки Заказчиком не требовались.
Кроме того, отсутствие на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru поданных запросов о разъяснении положений извещения о закупке в указанной части, свидетельствует о том, что потенциальным участникам были понятны требования к составу заявки.
В части установленных Заказчиком требований к подрядчику о наличии в штате квалифицированных работников и необходимости предоставления соответствующих документов в отношении указанных лиц, Комиссия Амурского У ФАС России приходит к выводу, что названные требования к наличию у подрядчика кадровых и материально-технических ресурсов для выполнения требований технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанное требование Заказчика допускает возможность предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ (приложением N 1 к проекту муниципальному контракту предусмотрена возможность привлечения подрядчиком субподрядных организаций).
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, явку на заседание Комиссии Амурского У ФАС России Заявитель не обеспечил, в составе своей жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, в том числе в части обоснования того, каким образом Заказчиком нарушаются требования законодательства. Также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод, что обжалуемые требования Заказчика каким-либо образом ограничивают количество участников закупки.
Рассматривая вопрос о выдаче предписания об устранении нарушения, Комиссия Амурского У ФАС России приходит выводу, что целесообразность такой выдачи отсутствует поскольку выявленное нарушение фактически не указывает на ограничение конкуренции в рамках рассматриваемой закупки, при этом комиссией учитывается острая социальная потребность Заказчика в осуществлении работ (до наступления отопительного сезона).
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в ЕИС размещены следующие разъяснения положений извещения:
Проанализировав данные заказчиком разъяснение положений извещения о закупке, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку в нарушение указанной статьи, в ответе на запрос о даче разъяснений отсутствует указание на предмет такого запроса.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техпроект" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что данное нарушение не повлияло на определение поставщика, предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 26 сентября 2023 г. N 060/06/48-381/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023