Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГКУСО ПО "Центр социального обслуживания Печорского района" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНО СТРОЙ" (адрес: 180000, Псков, ул. Яна Фабрициуса, д.10, оф.32; ИНН 6027198510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по внутреннему ремонту здания по адресу г.Печоры, ул.Ленина,д.30 (Регистрационный номер: 496-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000447),
УСТАНОВИЛА:
18 сентября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНО СТРОЙ" (адрес: 180000, Псков, ул.Я.Фабрициуса, д.10, оф.32; ИНН 6027198510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по внутреннему ремонту здания по адресу г.Печоры, ул.Ленина,д.30 (Регистрационный номер: 496-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000447).
Рассмотрение сведений состоялось 25 сентября 2023 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 22.09.2023 в 14.30, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000323000447 о проведении электронного аукциона - 05.05.2023 16:30.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 7 368 572,40 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, все признаны соответствующими. Комиссией принято решение признать победителем электронного аукциона участника закупки, подавшего заявку N63, которой присвоен первый порядковый номер.
5) 29.05.2023 Заказчик заключил контракт с ООО "ТЕХНО СТРОЙ" с ценой контракта 6 963 300 (Шесть миллионов девятьсот шестьдесят три тысячи триста) рублей 83 копейки (снижение составило 5,5%).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик принимает на себя подряд на проведение работ по внутреннему ремонту здания по адресу г.Печоры, ул.Ленина, д.30 (далее - работы) в объеме согласно описания объекта закупки и Ведомостью объемов работ и материалов (Приложение N 1 к настоящему Контракту), Локально-сметному расчету (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
В соответствии с пунктом 1.3. контракта Подрядчик обязуется завершить работы в срок, указанный в п. 2.1 настоящего Контракта
Согласно пункту 2.1 контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до 31.07.2023 г, а по финансовым обязательствам до полного исполнения
Пунктом 1.6. контракта определено, что Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные в Графике производства работ.
Согласно пункту 1.7. контракта срок выполнения работ не позднее 15.07.2023 г.
31.05.2023 Между Заказчиком и Подрядчиком подписан Акт N1 передачи объекта в работу.
03.07.2023 (исх.N01-08-02-1110) Заказчик информирует Подрядчика о необходимости исполнить свои обязательства по Контракту и ускорить ремонтные работы, выполнив их в срок, указанный в Контракте.
04.07.2023 (исх.N28) Подрядчик в адрес Заказчика направляет письмо с просьбой продлить срок выполнения работ до 17.09.2023 г. включительно в соответствии с п.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в связи с рядом заказных работ: срок изготовления оконных и дверных блоков составляет до 40 рабочих дней, а также Заказчиком не представлена проектная документация на проведение электромонтажных работ и проведение интернет системы, отсутствие которой усложняет и затягивает процесс выполнения данного вида работ.
05.07.2023 (исх.N01-08-02/1122) Заказчик в адрес Подрядчика направляет письмо о невозможности продлить контракт в связи с тем, что в предмете Контракта не предусмотрено представление проектной документации на проведение электромонтажных работ и проведение интернет системы, в соответствии с чем, ссылка на п.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе является неправомерной.
05.07.2023 Заказчик подписывает Протокол N1 с требованием Подрядчику принять меры для устранения причин отставания и завершения работ в срок, а также представить журнал производства работ, регулярно заполнять его в соответствии с проводимыми работами, предъявлять Заказчику по требованию.
10.07.2023 (исх.N35) Подрядчик в ответ на Протокол N1 от 05.07.2023 сообщает Заказчику о том, что приняты все возможные меры по отставанию от графика выполнения работ, количество работников на объекте увеличено до 6 человек, а также журнал выполнения работ находится на объекте и заполняется в соответствии с проводимыми работами (отправлено 21.07.2023).
11.07.2023 (исх.N37) Подрядчик в адрес Заказчика направляет письмо с просьбой согласовать замену работ в части укладки лаг и устройства покрытий на подсыпку полов, утепление полов, устройство гидроизоляции, армирование полов, цементную стяжку и выравнивание под линолеум.
11.07.2023 (исх.N01-08-02/1148) Заказчик в ответ на письмо N37 от 11.07.2023 просит Подрядчика обосновать замену работ, а также дополнительно сообщил о том, что в выравнивании пола под линолеум нет необходимости.
12.07.2023 (исх.N 38) Подрядчик в ответ на письмо исх.N01-08-02/1148 от 11.07.2023 повторно просит согласовать замену работ и обосновывает подвижностью и неустойчивостью к весовой нагрузке пола.
19.07.2023 (исх.N01-08-02/1192) Заказчик в ответ на письмо исх.N38 от 12.07.2023 согласовывает Подрядчику стандартное решение по изменению конструкции, которая будет работать в целях нормального функционирования здания, а также дополнительно просит внести изменения в смету.
24.07.2023 (исх.N42) Подрядчик в адрес Заказчика передает на проверку промежуточную исполнительную документацию по объекту.
02.08.2023 (исх.N01-08-02/1151-1) Заказчик в адрес Подрядчика направляет претензию с требованием завершить работы в срок не позднее 21.08.2023, а противном случае Заказчик будет вынужден расторгнуть договор в одностороннем порядке.
04.08.2023 (исх.N49) Подрядчик в ответ на претензию исх.N01-08-02/1151-1 от 02.08.2023 сообщает Заказчику о финансовых затруднениях в связи с сезонной загруженностью, в соответствии с чем Подрядчик просит оплатить выполненные работ за период с 29.05.2023 по 19.07.2023 для продолжения работы.
24.08.2023 (исх.N01-08-02/1345) Заказчик в адрес Подрядчика направляет письмо с просьбой исключить из КС-2 п.8 (так как относятся к скрытым работам) и п.11 (нарушена технология строительства), а также исключить из объема работ 123,4 м2 по п.25 и 98,3 м2 по п.28.
04.09.2023 (исх.N01-08-02/1378) Заказчик в адрес Подрядчика направляет претензионное письмо с требованием оплаты неустойки в размере 142 051,34 рублей.
04.09.2023 (исх.N01-08-02/1379) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
14.09.2023 (исх.N01-08-02/1466) Заказчик в ответ на письмо исх.N74 от 14.09.2023 просит Подрядчика указать конкретную дату окончания работ и предоставить датированный план-график выполняемых работ не позднее 12:00 15.09.2023.
15.09.2023 (исх.N75) Подрядчик в ответ на письмо исх.N01-08-02/1466 от 14.09.2023 направляет Заказчику график работ на объекте.
15.09.2023 Заказчик подписал Акт N2 о невыполненных ремонтных работах. Представители Подрядчика отсутствовали.
15.09.2023 (исх.N77) Подрядчик сообщает Заказчику о финансовых трудностях по причине несвоевременной оплаты заказчиками выполненных работ по ранее заключенным контрактам, в связи с чем просят рассмотреть возможность продления сроков завершения работ на объекте до двух месяцев (до 15.11.2023 включительно), а также промежуточного финансирования выполнения работ согласно КС-2, КС-3.
15.09.2023 (исх.N01-08-02/1470) Заказчик в ответ на письмо исх.N77 от 15.09.2023 сообщает Подрядчику об отсутствие возможности продления срока окончания работ, так как это является существенным изменением условий контракта, а также просит перенести основной объем работ на ближайшие недели, остальные вида работ пропорционально разделить на срок, указанный в графике.
04.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 15.4. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту.
04.09.2023 (исх.N01-08-02/1379) Заказчик принимает решение о одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений представителя Общества, в связи со сложно экономической обстановкой, ростом цен на строительные материалы и оборудование, сложности в со финансировании контрактов и в кредитовании на пополнение оборотных активов, а также по причине несвоевременной оплаты заказчиками выполненных работ по ранее заключенным контрактам, ООО "ТЕХНО СТРОЙ" столкнулось с финансовыми трудностями.
Ранее сведения в отношении Общества уже поступали, в связи с принятием ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на текущий ремонт кровли спального корпуса ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (номер извещения: 0157200000322000040). 23.06.2022 года принято решение NРНП 060/06/95-249/2022 об отказе во включении сведений об Обществе в РНП.
При этом, 29.08.2023 по делу N 060/06/95-335/2023 принято решение о включении в РНП, в связи с неисполнением обязательств по контракту на капитальный ремонт ГБУЗ ПО "Псковская межрайонная больница".
Представитель Заказчика также указал, что Общество не производилась оплата за коммунальные услуги большую часть времени на объекте. Журнал производства работ не велся на объекте, после принятия решения работы на объекте так и не возобновились. Настаивает на включении в реестр поскольку данное нарушение условий контракта приводит Заказчика к ситуации, что он будет вынужден нести финансовые затраты на оплату отопления двух зданий.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что Обществом не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При этом, действующее законодательство регулирует порядок разрешения ситуации с невозможностью выполнения работ, в частности, статьей 716 ГК РФ предусмотрен механизм предупреждения подрядчиком заказчика и приостановления работ. Общество работы не приостанавливало, в связи с невозможностью доступа к помещениям, несогласования материалов.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Техно Строй" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 27.09.2025) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Техно Строй";
- место нахождения: 180000, Псков, ул. Яна Фабрициуса, д.10, оф.32;;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 6027198510, КПП 602701001;
- единственный учредитель: Цибульская Кристина Владимировна; ИНН 602705123509;
- объект закупки: Работы по внутреннему ремонту здания по адресу г.Печоры, ул.Ленина,д.30 (0157200000323000447);
- цена контракта - 6 963 300 (Шесть миллионов девятьсот шестьдесят три тысячи триста) рублей 83 копейки;
- срок выполнения: 15.07.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-389/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023