резолютивная часть решения оглашена
22.09.2023, решение изготовлено 25.09.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 18.09.2023 N 302/23, на основании обращения заказчика Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области (вх. N 6127/23 от 15.09.2023 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "____.."
в присутствии:
"___" - представителя заказчика Администрация Стародубского муниципального округа Брянской области, действующего на основании доверенности N 54 от 21.09.2023;
"____." - представителя ООО "Артель", действующего на основании доверенности от 21.09.2023,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Администрацией Стародубского муниципального округа Брянской области по факту уклонения ООО "Артель" ("___..") от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на строительство автомобильных дорог микрорайона компактной застройки в н.п. Десятуха Стародубского района Брянской области) N 0127300022923000052, установила следующее:
1. 24.08.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство автомобильных дорог микрорайона компактной застройки в н.п. Десятуха Стародубского района Брянской области) N 0127300022923000052.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 65 251 773,08 рублей.
3. Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.09.2023 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 140) ООО "Артель" с ценой контракта 64 272 996,47 рублей.
4. 06.09.2023 заказчиком Администрацией Стародубского муниципального округа Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Артель".
5. Регламентированный срок подписания ООО "Артель" проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 13.09.2023.
6. 13.09.2023 15:55 ч. ООО "Артель" в регламентированный срок разместило в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Артель".
7. 14.09.2023 16:40 ч. процедура заключения контракта переведена на этап "Контракт не заключен".
8. 14.09.2023 16:40 ч. размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 14.09.2023
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области (вх. 6197-ЭП/23 от 18.09.2023), ООО "Артель" (вх. 6304-ЭП/23 от 21.09.2023).
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Администрацией Стародубского муниципального округа Брянской области при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на строительство автомобильных дорог микрорайона компактной застройки в н.п. Десятуха Стародубского района Брянской области) N 0127300022923000052 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 на стоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком Администрацией Стародубского муниципального округа Брянской области 06.09.2023 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Артель".
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Регламентированный срок подписания ООО "Артель" проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 13.09.2023.
Установлено, что в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки подписал проект контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Однако, ООО "Артель" не разместило в единой информационной системе в сфере закупок документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, что являлось обязанностью в силу Закона о контрактной системе.
Установлено, что ООО "Артель" в разделе заключения контрактов по результатам электронных процедур был прикреплен файл, который не открывался (поврежден).
Заказчиком установлено отсутствие оформленной ООО "Артель" независимой гарантии в реестре независимых гарантий, а также предоставлена информация в адрес Брянского УФАС России о том, что денежные средства победителем электронного аукциона на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта не перечислялись.
Согласно письменным пояснениям ООО "Артель", в качестве обеспечения исполнения контракта общество решило оформить независимую гарантию, с этой целью общество в адрес нескольких банков направлены запросы о выдаче независимой гарантии, необходимой для заключения контракта, однако, ООО "Артель" получило отказы банков в выдаче независимой гарантии.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Администрацией Стародубского муниципального округа Брянской области по признанию ООО "Артель" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ООО "Артель" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В указанном случае, из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что у ООО "Артель" не было умысла в уклонении от заключения контракта по итогам закупки N 0127300022923000052.
ООО "Артель" предприняты действия по предоставлению заказчику обеспечения исполнения контракта, однако, несколько банков отказали обществу в выдаче независимой гарантии.
Вышеуказанное подтверждается скриншотами об отказе кредитных организаций в выдаче независимой гарантии, представленной обществом в материалы дела, в том числе, БСПБ, Газпромбанк, АкБарс Банк, Ингосстрах, МТС Банк.
Инспекция Брянского УФАС России также принимает во внимание Дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон, направленное заказчиком в адрес ООО "Артель" посредством электронной почты.
Установлено, что 11.09.2023 (до окончания регламентированного срока подписания проекта контракта победителем закупки ООО "Артель") заказчиком в адрес ООО "Артель" направлено письмо, в котором заказчик просит победителя закупки подписать до 15.09.2023 дополнительное соглашение о расторжении контракта, а также просит в регламентированный срок, до 13.09.2023, подписать проект контракта на электронной площадке.
Вышеуказанное ставит под сомнение намерение заказчика, при отсутствии на 11.09.2023 нарушений со стороны ООО "Артель", заключить контракт с данным участником закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении ООО "Артель" ("___..") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "_____"
Члены инспекции "____..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 сентября 2023 г. N РНП-32-796
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023