Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" (далее - Заказчик) - (доверенность от 18.09.2023 г.), (доверенность от 20.09.2023 г.);
при участии представителя Индивидуального предпринимателя Горбунова Василия Константиновича (далее - ИП Горбунов В.К., Поставщик) - (доверенность от 15.09.2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП Горбунова В.К. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 сентября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Горбунова В.К. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП Горбуновым В.К. допущены нарушения условий по государственному контракту от 07 июля 2023 года N 2023.188 на поставку медицинского оборудования (дефибриллятор) для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области", в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о ИП Горбунове В.К. в Реестр.
ИП Горбуновым В.К. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1173/23 от 14 сентября 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 09 июня 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 09.06.2023 N0334100014023000177".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 793 999 руб. 98 коп.
23 июня 2023 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.06.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, одна из которых признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2023 NИЭА1 заявка ИП Горбунов В.К. признана победителем электронного аукциона.
07 июля 2023 года между Заказчиком и ИП Горбунов В.К. заключен государственный контракт N 2023.188 на поставку медицинского оборудования (дефибриллятор) для нужд Заказчика (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского оборудования (дефибриллятор) (ОКПД2: 26.60.13.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.".
Согласно пункту 3.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных в соответствии с требованиями Спецификации к контракту и условиями контракта, и Графиком поставки (приложение N 6 к Контракту). Время поставки Товара должно быть согласованно по факсу, телефонограммой либо другим приемлемым для обеих сторон способом. Поставщик за 3 рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет Заказчику уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
Поставка Товара осуществляется на условиях поставки с разгрузкой транспортного средства в месте доставки. Приемка Товара осуществляется Заказчиком только после обязательного согласования даты доставки и времени доставки товара."
Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта и Спецификацией поставке подлежит дефибриллятор внешний для профессионального использования HeartStart FRx с принадлежностями 2022 года выпуска страны происхождения Соединенные Штаты Америки (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/02312 от 14 августа 2017 года).
Согласно графику поставки, поставка осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресам:
- Иркутская область, г. Ангарск, квартал 26, строение 6 - в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта;
- Иркутская область, г. Тулун, ул. Суворова, д. 13, 4 этаж - в период с 07.08.2023 г. по 10.08.2023 г.
- Иркутская область, Усолье - Сибирское, Комсомольский проспект, д. 134 - в период с 07.08.2023 г. по 10.08.2023 г.
- Иркутская область, Зима ул. Подаюрова, д. 4 - в период с 07.08.2023 г. по 10.08.2023 г.
- Иркутская область, Бохан, ул. Инкинжинова, дом 2 - в период с 21.08.2023 г. по 25.08.2023 г.;
- Иркутская область, Братск, ул. Южная, д. 20, 4 этаж - в период с 01.09.2023 г. по 15.09.2023 г.;
05 августа 2023 года был крайний срок поставки товара в г. Ангарск, но Заказчиком был установлен случай не поставки товара, в связи с чем 11 августа 2023 года в адрес Поставщика была направлена претензия с требованием поставить товар в течение 10 календарных дней. Данное требование удовлетворено не было.
Помимо этого, Заказчиком были установлены случаи не поставки товара в г. Тулун, г. Усолье-Сибирское, г. Зима (10 августа 2023 года), г. Бохан (25 августа 2023 года).
Согласно п. 3.1.8. раздела 3 Контракта "Поставщик обязан незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта", в связи с этим, 25 августа 2023 года от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо о ситуациях, препятствующих исполнению контракта, в котором сообщил, что поставка Оборудования согласно графика невозможна ввиду отсутствия ответа от официальных дистрибьютеров Оборудования на территории РФ о возможности поставок дефибрилляторов в соответствии с условиями Контракта. Поставщиком было предложено рассмотреть возможность замены Оборудования на оборудование иного вида с дополнительными комплектующими и возможным увеличением стоимости Оборудования.
28 августа 2023 года Заказчик в адрес Поставщика направил ответ письмом (исх. N40/10-46-1516), в котором сообщил, что согласно ч. 7 ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ по соглашению Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Из пояснений Заказчика установлено, что, рассмотрев приведенный Поставщиком список вариантов замены Оборудования (дефибриллятора), Заказчик не нашел вариант с улучшенными качеством, техническими, функциональными характеристиками, в связи с чем, в замене было отказано.
Также в письменных пояснениях Заказчика представлена претензия от 11 сентября 2023 года N 40/10-46-1606, направленная в адрес Поставщика об уплате неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения обязательств по Контракту на сумму 6 907 руб. 80 коп.
Комиссией установлено, что данное требование ИП Горбуновым В.К, исполнено в полном объеме (Платежные поручения NN 890 и 891 от 13 сентября 2023 года).
В ходе рассмотрения обращения Комиссией изучены письменные пояснения ИП Горбунова В.К.
Как в письменных пояснениях, так и в ходе рассмотрения обращения представитель Поставщика указал, что в целях исполнения обязательств по Контракту между ИП Горбуновым В. К. и ИП Притечко М.В. был заключен договор поставки на поставку дефибрилляторов HeartStart FRx (Филипс Медикал Системс, США) для последующей поставки Заказчику, однако письмом от 03 августа 2023 года ИП Притечко М.В. сообщила об увеличении сроков поставки на 2-3 месяца.
В адрес ИП Притечко М.В. Поставщиком были направлены претензии от 4 и 31 августа 2023 года, в которых было заявлено требование о передаче данного товара не позднее 9 сентября 2023 года и сообщил об обязанности возместить убытки, понесенные Участником закупки, в том числе в виде начисленной Заказчиком неустойки за нарушение условий Контракта и возможной упущенной выгоды в случае включения сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В нарушение своих обязательств до настоящего времени ИП Притечко М. В. не передала Участнику закупки проданный товар.
Вместе с тем, ИП Горбунов В.К. указывает, что в связи с данным нарушением ИП Притечко М. В. Поставщик был вынужден обратиться к иным участникам рынка медицинских изделий для приобретения товара и последующей его поставке Заказчику.
ИП Горбунов В. К. 15 августа 2023 года направил письменный запрос на
поставку необходимого товара в требуемом объеме в адрес ООО "НДА Деловая медицинская компания" заказным письмом, ООО "Дельрус", ООО "Лидер", ООО "МЕДЛАЙН ЭКСПЕРТ", ООО "Торговый дом "Пульс" посредством электронной почты 23 августа 2023 года. Ответы на данные запросы до настоящего времени не получены.
Идентичный запрос направлен также в адрес ООО "Первая Медицинская Компания" посредством электронной почты. В ответе на электронное письмо представителем организации сообщено об отсутствии требуемого товара.
Кроме того, подобные запросы направлены заказными письмами в адрес ООО "Медэк Старз Интернешнл", АО "Медлига" с дублированием отправки электронной почтой 7 августа 2023 года, АО "Экс-Мар" с дублированием отправки электронной почтой 7 августа 2023 года. ООО "Медэк Старз Интернешнл" письмом от 14 июля 2023 года ответило о невозможности осуществления поставки в связи с отсутствием товара на складе; АО "Медлига" отправило ответное электронное сообщение о недоступности дефибриллятора к заказу; АО "Экс-Мар" отправило ответное электронное сообщение об отсутствии товара на складе.
Таким образом, Участник закупки не смог приобрести требуемый Заказчику товар на рынке медицинских изделий.
Согласно пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 2 ст. 523 ГК РФ "Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров."
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 13 сентября 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 24 сентября 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Представители Заказчика пояснили комиссии, что между ИП Горбуновым В.К. и Заказчиком заключено более 25 контрактов. Все иные контракты исполняются надлежащим образом, ИП Горбунов В.К. зарекомендовал себя добросовестным поставщиком.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ИП Горбунова В.К., как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 684 исполненных контрактов, по которым Горбунов В.К., являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ИП Горбунова В.К., как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
По мнению Поставщика, указанные факты свидетельствуют о добросовестном поведении со стороны ИП Горбунова В.К., а также о принятии Поставщиком мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ИП Горбунова В.К. при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ИП Горбунова В.К. объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Горбунова Василия Константиновича ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023