Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии директора, представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Усольский аграрно-промышленный техникум" (далее - Заказчик) - "_" (приказ N55-660-мр-л от 13 декабря 2022 г.), "_" (доверенность N01 от 25 сентября 2023 г.);
при участии генерального директора, представителей Общества с ограниченной ответственностью "Вальянс" (далее - ООО "Вальянс", Общество) - "_" (решение от 02 февраля 2023 г.), "_" (доверенность от 22 сентября 2023 г.), "_" (доверенность от 22 сентября 2023 г.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Вальянс" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 сентября 2023 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Вальянс" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что АО "СибирьПромГрупп" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 15 августа 2023 г. N 52-2023/УАПТ на поставку, монтаж и пусконаладочные работы блочно-модульной твердотопливной котельной (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о ООО "Вальянс" в Реестр.
ООО "Вальянс" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1198/23 от 21 сентября 2023 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 24 июля 2023 г. в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 24.07.2023 N0134200000123003220".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 287 800 руб. 00 коп.
03 августа 2023 г. Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям установленных в извещении о проведении электронного аукциона.
15 августа 2023 г. между Заказчиком и ООО "Вальянс" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику блочно-модульную твердотопливную котельную (далее - Товар) и выполнить монтаж и пусконаладочные работы Товара (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять Товар и выполненные монтажные и пусконаладочные Работы надлежащего качества и количества, и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Согласно пункту 3.5 "Срок поставки Товара, а также выполнения монтажных и пусконаладочных работ: с момента подписания Контракта по 03.11.2023 г.".
Цена Контракта составляет 33 876 288 руб. 00 коп.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено следующее.
До момента проведения электронного аукциона Обществом проводился анализ технической документации и соответственно рынка на предмет поставки блочно-модульной твердотопливной котельной.
Согласно полученных данных на момент подачи заявки в аукционе ООО "Вальяне" получил подтверждение наличие и согласие на поставку товара, предусмотренного условиями Контракта, от завода-изготовителя: ООО "Терморобот-Н".
В ходе рассмотрения обращения представитель ООО "Вальянс" пояснил, что по итогам телефонных переговоров меду ООО "Вальянс" и ООО "Терморобот-Н" была достигнута договорённость, что срок изготовления данного Оборудования составит не более 2 месяца, в связи с чем, Обществом было принято решение о непосредственном участии в аукционе.
После размещения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2023 NИЭА1, согласно которому ООО "Вальянс" признано победителем, ООО "Терморобот-Н" сообщило, что производит поставку оборудования только через официальных дилеров, действующих в каждом субъекте РФ
Согласно данных сайта завода-изготовителя ООО "Терморобот-Н" https://termorobot.ru/company/dealers/ официальным дилером на территории Иркутской области является: ООО "МБА", Регион: Иркутская область и Республика Бурятия, город: Иркутск. +7(3952) 65-80-49 /+79148957722, Доп. телефон: +7-914-895-77-33 E-mail: termorobot.irk@mail.ru.
14 августа 2023 г. в адрес Общества от ООО "МБА" поступило коммерческое предложение (исх. N127/23) поставки товара на следующих условиях "Срок готовности оборудования на производстве в г. Бердск, Новосибирской области при 100% предоплате, составляет 7 месяцев от даты заключения договора поставки".
В связи с этим, 16 августа 2023 г. ООО "Вальянс" направило в адрес Заказчика письмо (исх. N15/08\23-1 от 15 августа 2023 г.), в котором описана возникшая ситуация, а также с предложением рассмотреть возможность расторжения договора по соглашению сторон.
17 августа 2023 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо (исх. N2) об отказе в расторжении контракта по соглашению сторон.
После получения отказа от Заказчика, ООО "Вальянс" направило в адрес Заказчика письмо (исх. N18/08/23 от 18 августа 2023 г.) с предложением рассмотреть и согласовать возможность внесения изменений в проектную документацию к Контракту, а именно, принять к поставке и применить характеристики котла "Вулкан Max-DUO", как аналога товара, предусмотренного условиями Контракта.
По мнению Общества, предлагаемый товар, обладает улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими функциональными характеристиками.
23 августа 2023 г. Заказчик направил в адрес ООО "Вальянс" письмо (исх. N2/1 от 23 августа 2023 г.) об отказе в изменении технического задания.
В ответ на данное письмо ООО "Вальянс" направило в адрес Заказчика письмо (исх.N23/08\23) с просьбой повторно рассмотреть и согласовать внесение изменений в техническое задание к Контракту, в случае принятия отрицательного решения, рассмотреть возможность расторжения Контракта в одностороннем внесудебном порядке за своей инициативой.
28 августа 2023 г. Заказчик в письме (исх. N3) повторно отказал ООО "Вальянс" в просьбе внесения изменений в техническое задание к Контракту.
Ответ на возможность расторжения Контракта в одностороннем порядке Заказчик в адрес Общества не поступал.
Из письменных и устных пояснений ООО "Вальянс" Комиссией установлено, что в целях минимизации негативных для сторон последствий Общество направило Заказчику письмо (исх. 29/08/2023-2 от 29 августа 2023 г.) об отказе от исполнения обязательств по Контракту.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 07 сентября 2023 г.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 18 сентября 2023 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Вальянс" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "Вальянс", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 11 исполненных контрактов, по которым ООО "Вальянс", являясь стороной контрактов, должным образом исполнило свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "Вальянс", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Вальянс", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Вальянс", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вальянс" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения о единственном акционере "Вальянс" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Вальянс" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023