Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено "___" сентября 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: *****;
Члены Комиссии: ****;
в отсутствие представителей Областное Государственное Казенное Учреждение "Кадровый Центр Иркутской Области" (далее - Заказчик) - (Ходатайство о рассмотрении без участия от 26.09.2023 NИсх(74-92)-412/23), в отсутствие Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" (далее - Участник закупки) - (Ходатайство о рассмотрении без участия от 27.09.2023 N171);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению граждан по программе профессиональной подготовки (переподготовки) по профессии: Повар", извещение N 0834500001723000006, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
В Иркутское УФАС России 22 сентября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум", являясь победителем запроса котировок в электронной форме, уклоняется от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению граждан по программе профессиональной подготовки (переподготовки) по профессии: Повар", извещение N 0834500001723000006, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 08 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме N 0834500001723000006 "Оказание услуг по профессиональному обучению граждан по программе профессиональной подготовки (переподготовки) по профессии: Повар" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 55 626,64 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.09.2023 NИЗК1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114929945.
Порядок заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме урегулирован статьей 50 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 19 сентября 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Участником закупки.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 20 сентября 2023 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" не был подписан проект государственного контракта и не представлены документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта участником закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не подписан в установленные сроки проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
21 сентября 2023 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В письменных пояснениях Участник закупки пояснил, что не имел намерения уклоняться от заключения контракта и готов выполнить обязательства по контракту. После публикации проекта контракта Заказчиком Участнику не пришло уведомление на электронную почту. Участник узнал об опубликованном проекте контракта после получения уведомления об истечении регламентированного срока для подписания контракта. Срок подписания контракта по запросу котировок составлял всего 1 рабочий день. Участник незамедлительно связался с заказчиком и объяснил ситуацию, что не смогли подписать контракт в установленный срок и внести обеспечение контракта. На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о не включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно письму Заказчика N02(74-92/6)-84/23 от 27.09.2023, Областное Государственное Казенное Учреждение "Кадровый Центр Иркутской Области" просит учесть при рассмотрении их обращения следующую информацию. С Участником закупки работают со дня основания службы занятости в Заларинском районе, т.е. уже на протяжении 32 лет. За указанный период времени были направлены и успешно обучены более 3 000 безработных граждан. Заларинский район относится к сельскохозяйственным районам и благодаря ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" сельскохозяйственные предприятия оснащены рабочими кадрами. ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" является единственным профессиональным образовательным учреждением на территории Заларинского района. Между заказчиком и участником закупки налажено тесное сотрудничество. Отмечается профессиональный подход к делу специалистов данного учебного заведения, оперативность решения любых вопросов, высокие личностные качества сотрудников, гибкая ценовая политика, грамотно разработанные учебные программы и удобный график обучения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" исполнено 12 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 4 контракта находится на исполнении, что свидетельствует о добросовестности ГАПОУ Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" (666321, Иркутская обл., р-н Заларинский, Ул. Матросова, рп. Залари, д. 3, ИНН: 3825001508), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Иркутской Области "Заларинский Агропромышленный Техникум" (***, ИНН: 382500057505) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023