Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" - <_>, <_> (представители по доверенности);
в отсутствие заявителя -ИП <_>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП <_> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Поволжуправтодор") открытого конкурса в электронной форме "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области" (извещение N 0355100004523000067 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
18.09.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ИП <_> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Поволжуправтодор") открытого конкурса в электронной форме "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области" (извещение N 0355100004523000067 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru).
Как следует из жалобы, в рамках конкурса заказчиком неправомерно установлен критерий оценки "характеристики объекта закупки", поскольку проводится закупка работ по содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 22.09.2023 в 09 часов 45 минут.
Представители заказчика принимают очное участие в рассмотрении жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика озвучили и поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 21.09.2023, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
30.08.2023 заказчиком - ФКУ "Поволжуправтодор" - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100004523000067 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 008 489,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 18.09.2023 08:00 (МСК)
Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок 20.09.2023
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта 21.09.2023
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 22.09.2023
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 25.09.2023.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) 231583601069958360100100830708020244.
Информация об объекте закупки
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Ед. измерения |
Количество (объем работы, услуги) |
Цена за ед., |
Стоимость, |
80.20.10.000 |
Услуги систем обеспечения безопасности |
Условная единица |
1,00 |
6 008 489,00 |
6 008 489,00 |
Итого (1 записей): 6 008 489,00 |
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение об оценке).
В силу пункта 3 Положения об оценке, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 16 Положения об оценке, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 32 Положения об оценке, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" 2 пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В соответствии с извещением N 0355100004523000066 для оценки участников в рамках конкурса установлены следующие критерии, показатели и их значимости:
Критерии оценки заявок участников
Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
Дополнительная информация о содержании и порядке оценки по критерию |
|||||||
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60,00 |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением N 4 к Извещению о проведении электронного конкурса). |
|||||||
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40,00 |
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением N 4 к Извещению о проведении электронного конкурса |
|||||||
Показатели критерия оценки заявок
| |||||||||
|
Так, в подпункте 2 пункта 9 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" указано, что в прочие работы по содержанию входит охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.
Из позиции заказчика следует, что предусмотренной закупкой на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области не предполагается выполнять работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги в понятии, установленном в подпунктах 11 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ):
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 3 Закона N 257-ФЗ определяет понятийный аппарат, который используется данным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пункт 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ устанавливает понятие автомобильная дорога, а пункт 5 - понятие элементы обустройства автомобильных дорог.
Системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности не входят в круг понятий - элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из понятий, установленных законодательством о транспортной безопасности, а именно из положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2201 "Oб утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности являются частью объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснащаемого в рамках законодательства о транспортной безопасности.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности являются техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (статья 12.2).
Согласно Техническому заданию "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области" (Приложение N2 к Проекту Государственного контракта), в объекты выполнения работ по контракту входят следующие объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ):
1. Мост через реку Сура (левый) на км 634+680 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.
2. Мост через реку Кадада (правый) на км 715+705 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.
Мост через реку Кадада (левый) на км 715+690 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.
3. Мост через реку Сура на км 703+776 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.
Как указано в Регламенте "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области" (Приложение N3 к Проекту Государственного контракта), на каждом из ОТИ реализована типовая схема инженерно-технических систем обеспечения безопасности (ИТСОТБ), включающая в себя следующие инженерно-технические системы и оборудование:
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности;
Система сбора и обработки информации;
Система телевизионного наблюдения;
Система пожарно-охранной сигнализации;
Система контроля и управления доступом;
Система передачи данных и извещений;
Система связи и оповещения;
Система электропитания и охранного освещения.
Интерьеры
Как указано заказчиком в устных пояснениях, указанные средства безопасности не фиксируют скорость или нарушения правил дорожного движения, данные средства направлены на защиту объектов от актов незаконного вмешательства, антитеррористическую защищенность, то есть обслуживание указанных средств транспортной безопасности не соответствует понятию содержание автомобильной дороги, поскольку не направлено на обеспечение безопасности дорожного движения (предупреждения дорожно-транспортных происшествий).
Следовательно, закупка на "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области" не должна проводиться в рамках выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Комиссия Управления принимает позицию заказчика и обращает внимание на то, что заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, доводов, опровергающих доводы заказчика, не представил, как и не представил доводов и доказательств относительно того, каким образом в результате установления обжалуемого критерия нарушаются его права и законные интересы, в частности право на участие в рассматриваемом конкурсе.
На основании изложенного довод жалобы признается Комиссией необоснованным.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Поволжуправтодор") открытого конкурса в электронной форме "Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Пензенской области" (извещение N 0355100004523000067 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 22 сентября 2023 г. N 058/06/106-566/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023