Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
в присутствии представителей заказчика (по доверенности) - Селютин Е.В., Матулевич С.А., Катрич А.Н., в присутствии представителей (по доверенности) ГКУ КК ДГЗ Бакланов С.А. Стадничук В.В., в присутствии Кравченко А.В., рассмотрев жалобу ИП Кравченко А.В. (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "НИИ ККБ N1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Аппарат ультразвукового сканирования)" (извещение N 0818500000823006161) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): заказчик не использовал позицию КТРУ, которая содержит характеристики товара; техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, не соответствуют модели, присутствующие в РЭП (АНО НПО "Сканер", АО "НИПК "Электрон"); описание соответствует продукции иностранного производства по завышенной цене; заказчиком не исполняются требования Постановления Правительства N 2014 от 03.12.2020; не применено постановление Правительства N 1236.
Заказчиком, уполномоченным учреждением предоставлены письменные пояснения, согласно которым характеристики товара указаны в соответствии с потребностями заказчика, п.7 Правил Постановления N145. В КТРУ отсутствуют основные технические характеристики, необходимые заказчику и ГОСТ Р 56327-2014. КТРУ 26.60.12.132-00000036 не отражает всего перечня необходимых заказчику свойств и программ для исследований. Описанию соответствуют товары 2-х производителей: США (РЗН 2014/2234 от 08.12.2021), КНР (РЗН 2018/7909 от 01.08.2022). Все ПО, входящие в состав поставки, является предустановленными - устанавливается на консоль УЗИ системы в период производства самим производителем. В последующем при поставке дополнительная установка не производится.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Аппарат ультразвукового сканирования)" (извещение N 0818500000823006161) с НМЦК 21 550 267,50 рублей. Заказчик - ГБУЗ "НИИ ККБ N1 им. Проф. С.В. Очаповского".
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе извещения заказчиком размещено Описание объекта закупки - аппарат ультразвукового сканирования ОКПД2 26.60.12.132 с указанием товара, входящего в комплект и характеристик. Указанный заказчиком код ОКПД2 "Аппараты ультразвукового сканирования" содержится в постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N878), что отражено в извещении закупки.
Условия Постановления N878 применяются в случае подачи 1 заявки, удовлетворяющей требованиям извещения, содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В реестре российской радиоэлектронной продукции, например, содержится продукция АНО НПО "Сканер" (Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РУСкан65М", "РУСкан65", "РУСкан70П"; АО "НИПК "ЭЛЕКТРОН" (Система диагностическая для ультразвуковых исследований УЗИ -ЭЛЕКТРОН").
Из пояснений заказчика следует, что Описанию объекта закупки соответствуют Системы ультразвуковые диагностические США (РЗН 2014/2234 от 08.12.2021), КНР (РЗН 2018/7909 от 01.08.2022). Вместе с тем, в материалы дела заказчиком, уполномоченным учреждением не предоставлены соответствующие доказательства с приложением подтверждающих документов. Указанная информация не может быть принята Комиссией, как доказательство доводов. Сведений о наличии соответствия Описанию объекта закупки радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза, заказчиком не предоставлено. С учетом предоставленных пояснений, Комиссия считает, что в данной закупке применение Постановления N878, при указанных в Описании объекта закупки характеристик товара, не могло быть и носит формальный характер без намерений фактического его применения. Данное обстоятельство подтверждается поданными заявками (2 заявки) (в заявках предложен производитель КНР - Resona).
Из ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе следует, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
В силу п.9 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (Далее Правила) каталог формируется и ведется в электронной форм. Позиция каталога формируется согласно п.10 Правил. П.4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупе (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупе) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22-27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Постановлением N878.
Из п.7 Правил следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Товар, закупаемый заказчиком, присутствует в КТРУ - Аппарат ультразвукового сканирования (например, КТРУ 26.60.12.132-00000036 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, обязательна к применению с 29.04.2023).
В обоснование неприменения КТРУ заказчик пояснил, что КТРУ 26.60.12.132-00000036 не может быть применен, так как не отражает всего перечня необходимых заказчику свойств и программ для исследований.
По смыслу п.7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу NА48-9099/2021, Постановление 20-го арбитражного апелляционного суда А23-6210/2022 от 04.05.2023). Из письма Минфина России от 12.07.2022 N24-03-07/67085 следует, что описание позиций каталога формируется по результатам анализа всех характеристики всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий, содержащихся в соответствующих регистрационных досье.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что характеристики составлены в соответствии с ГОСТ Р 56327-2014. Вместе с тем, из Описания объекта закупки данное обстоятельство не следует. В Описании не указано о соответствии поставляемого товара указанному ГОСТу. Требование п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, из Описания объекта закупки невозможно определить. Так, например, при закупах, проводимых ГКУ КК "ДГЗ" для МЗ КК, в Описании указывается конкретный пункт определенного ГОСТа. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что указанные пояснения уполномоченного учреждения не соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч.6 ст.23, п.1) ч.2 ст.42, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Правил при описании товара не использовалась позиция КТРУ с обязательными характеристиками. Использование кода ОКПД2 вместо КТРУ свидетельствует о намерении заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ и использовать характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Заявитель указывает, что в извещении не указано об установлении запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В Описании объекта закупки указано о наличии пакетов специализированных программ. Заказчик пояснил, что все ПО, входящее в состав поставки, является предустановленным - устанавливается на консоль УЗИ системы в период производства самим производителем. В последующем при поставке дополнительная установка не производится. Заявитель пояснил, что ПО также может поставляться на физических носителях. Комиссия считает, что из Описания объекта закупки невозможно идентифицировать, что ПО является предустановленным либо поставляемым. Заказчик явным образом не сформулировал требования в отношении ПО, что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя в отношении обоснования НМЦК не подлежат рассмотрению на основании ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе. Согласно п.5 Постановления Правительства N 2014 Министерство промышленности и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок. В связи с чем, довод о проверке соблюдения данного Постановления, в полномочия управления не входит.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кравченко А.В. обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, п.1) ч.2 ст.42, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "НИИ ККБ N1 им. проф. С.В. Очаповского" нарушение ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, п.1) ч.2 ст.42, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "НИИ ККБ N1 им. проф. С.В. Очаповского", уполномоченному учреждению (комиссии) - ГКУ КК ДГЗ выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 сентября 2023 г. N 023/06/33-4830/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023