Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО ПКБ "Инженерные системы" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного органа - МКУ "МЗ" МО Темрюкский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Строительство очистных сооружений с глубоководным выпуском очищенных стоков в Азовское море в г. Темрюке" (извещение N 0318300008823000532) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Уполномоченным органом Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отклонение заявки ООО ПКБ "Инженерные системы".
Представителем Уполномоченного органа были представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "МЗ" МО Темрюкский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Строительство очистных сооружений с глубоководным выпуском очищенных стоков в Азовское море в г. Темрюке" (извещение N 0318300008823000532).
Заказчик - администрация Темрюкского г/п Темрюкского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 79 314 884,58 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем конкурентных способов заказчик формирует с информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, предъявляемые к участникам закупки в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской от 29.12.2021 г. N2571 "О дополнительных требованиях к участникам к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
ПП.а) п.3 Постановления N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкретных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6-13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 8 статьи З1 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе
(при осуществлении закупок, в отношении участников, которых в соответствии с частями 2 и 2.1, статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника Закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 2 и2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 13.09.2023 года заявка ООО ПКБ "Инженерные системы" (заявка N 114908942) признана несоответствующей требованиям, а именно: "в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона, в связи с наличием условий, установленных требованием в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно: отсутствие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Представлен договор субподряда N 072-10/1260 от 09.10.2019 цена договора 28 518 320 руб. 81 коп., согласно дополнительного соглашения N2 от 10.02.2023 г цена 29 129 761 руб. 56 коп, представлено актов выполненных работ на сумму 21 631 517 руб. 76 коп".
Согласно позиции 6 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом З настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также данной позицией определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" указанной позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Заявитель считает, что представленный договор субподряда N 07210/1260 от 09.10.2019 года подтверждает установленные дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что согласно акта сдачи - приемки выполненных работ N 11, 12, 13, 14, 15 от 30 декабря 2022 года в сведениях о документах участника закупки, подтверждающие его соответствие доп. требованиям по ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе отсутствует дополнительное соглашение N 3, т.к. в примечаниях актах указано: сумма работ утверждена с учетом Дополнительного соглашения N3.
В связи с имеющимися разночтениями был проанализирован сам договор N 072-10/1260 от 09.10.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов в соответствии с Законом N 223-ФЗ реестровая запись договора N 56630002336190005700000 от 15.02.2023, где статус договора - исполнение прекращено, в журнале событий отображаются действия заказчика, о том, что 28 июля 2023 года договор 56630002336190005700000 переведен в статус "Исполнение прекращено-расторжение".
В соответствии с абзацем семь подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым подпункта "г" настоящего пункта.
Из пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что дополнительное соглашение к договору, изменяющее или дополняющее его условия, само по себе также является неотъемлемой частью договора.
Также из представленных в составе заявки актов сдачи - приемки выполненных работ следует, что сумма работ, которая была выполнена Заявителем не соответствует цене работ, указанной в Договоре, в дополнительных соглашениях, в единой информационной системе в сфере закупок.
При этом, в единой информационной системе в сфере закупок указано, что Договор на момент рассмотрения жалобы находится в стадии "Исполнение прекращено-расторжение".
Согласно Письму ФАС России от 25.08.2021 года N ПИ/71560/21 "О рассмотрении обращения" при осуществлении закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 (7) приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99.
Таким образом, отклонение заявки ООО ПКБ "Инженерные системы" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКБ "Инженерные системы" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300008823000532).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 сентября 2023 г. N 023/06/49-4818/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023