Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Техно-Темп" (далее - Заявитель) на действия МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка автомобилей скорой медицинской помощи классов "А" и "В"" (извещение N 0818500000823006275) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки".
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения в которых с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением- ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка автомобилей скорой медицинской помощи классов "А" и "В"" (извещение N 0818500000823006275).
Заказчик - МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 182 718 333,27 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется к поставке:
1. Автомобиль скорой медицинской помощи класса "А";
2. Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В", оснащенный медицинским оборудованием).
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу п.15) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Заказчиком приобретается товар с ОКПД2 29.10.59.160, данный код входит в Перечень ПП РФ N616:
101. |
29.10.59.160 |
Автомобили скорой медицинской помощи |
Согласно подп.а) п.3 ПП РФ N616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
В извещении электронного аукциона установлены следующие ограничения с обоснованием невозможности соблюдения запрета:
Ограничения | ||||||||
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ | ||||||||
Дополнительная информация к ограничению отсутствует | ||||||||
|
В п.11 ПП РФ N616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления.
Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 29.05.2020 N 1755 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму".
Заказчиком, во исполнение вышеуказанных норм, были получены соответствующие разрешения, информация о которых отражена в составе извещения о проведении аукциона в электронной форме (разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2023 N 86894/20, разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2023 N 86918/20).
В письме от 12.08.2022 NУА-77839/12 и NПИ/76184/22 совместной позиции Министерства промышленности торговли РФ и ФАС России указано, что при этом установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.
При этом. установлено, что разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2023 N 86894/20, разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2023 N 86918/20 в составе извещения электронного аукциона не опубликованы.
Комиссией Краснодарского УФАС установлено, что в извещение о проведении электронного аукциона от 21.09.2023 NИИ3 в "Описании объекта закупки" установлено требование в отношении года выпуска медицинских изделий, а именно - год выпуска оборудования не ранее 2022 г.
В предыдущей редакции извещения в "Описании объекта закупки" год выпуска оборудования указан - не ранее 2023 г.
В представленных на заседании Комиссии разрешений Министерства промышленности и торговли РФ отсутствует год выпуска.
Заявка на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара по обращению государственных заказчиков, муниципальных заказчиков или иных юридических лиц, указанных в статье 15 Закона о контрактной системе, должна содержать сведения, в том числе о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики) (пункт 5 Порядка) (письмо Минпромторга N УА-77839/12).
В "Описании объекта закупки" не отражены характеристики, указанные в разрешениях: тип двигателя, категория транспортного средства.
Таким образом, Заказчиком не соблюдены условия п.11 ПП РФ 616.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель указывает, что Заказчиком искусственно укрупнен лот путем включения в предмет различных по своим характеристикам товаров, что приводит к ограничению конкуренции.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком приобретаются транспортные средства класса А и В.
Транспортные средства имеют общее назначение - автомобили скорой медицинской помощи.
Приобретаемые заказчиком автомобили скорой медицинской помощи применяются в единой (медицинской) сфере применения товаров, имеют единое целевое назначение, сходную специфику.
Закупаемые позиции имеют единый код ОКПД2: 29.10.59.160 "Автомобили скорой медицинской помощи".
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода в части укрупнения лота. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупке требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техно-Темп" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ст.14 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика -МЗ КК нарушение ч.3 ст.7, ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии), Заказчику - МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2023 г. N 1006/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023