Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медика" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГБ N4 г. Сочи" МЗ КК при проведении электронного аукциона для нужд Заказчика - ГБУЗ "Курганинская ЦРБ" МЗ КК: "Поставка изделий медицинского назначения (Набор для выполнения клизмы)" (извещение N 0318300537923000241) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: по поз.2 "Описания объекта закупки" указаны характеристики, которые соответствуют одному производителю.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ГБ N4 г. Сочи" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (Набор для выполнения клизмы)" (извещение N 0318300537923000241).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику по поз. 2 требуется к поставке товар:
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ* |
Ед. изм. |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 |
||||
Комплектность |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
||||||
Наименование товара, входящего в комплект |
Ед. изм. |
Кол-во |
||||||
Набор для выполнения клизмы |
22.19.71.190/ 22.19.71.190-00000054 |
шт |
Набор для выполнения клизмы |
шт |
1 |
Набор изделий, предназначенных для доставки жидкости в прямую кишку для облегчения эвакуации содержимого толстой кишки. Включает резервуар для жидкости, из которого под действием силы тяжести вытекает жидкость, трубки и наконечник для клизмы. Это изделие для одноразового использования. |
Соответствие |
Справочная информация для уточнения потребности Заказчика |
|
|
|
Объем емкости для раствора, кубический сантиметр; миллилитр |
1750 |
КТРУ:22.19.71.190-00000054 |
|||
|
|
|
Диаметр отверстия наконечника, мм |
|
КТРУ:22.19.71.190-00000054 |
|||
|
|
|
Атравматичный наконечник |
Да |
КТРУ:22.19.71.190-00000054 |
|||
|
|
|
Приспособление для подвешивания на стойке |
Да |
КТРУ:22.19.71.190-00000054 |
|||
|
|
|
Стерильность |
не важно |
КТРУ:22.19.71.190-00000054 |
|||
|
|
|
Комплектация |
|
||||
кружка Эсмарха |
шт |
1 |
Ёмкость-мешок кружки изготовлен из мягкого нетоксичного материала, должен обладать эластичностью, прочностью: полиэтилен или ПВХ |
Соответствие |
Физически безвредный материал |
|||
|
|
|
Исполнение емкости: прозрачная |
Соответствие |
для визуального контроля за раствором |
|||
|
|
|
Вариант исполнения горловины: с клапаном, препятствующим обратному выливанию раствора из емкости |
Соответствие |
препятствует обратному выливанию налитого раствора из кружки, что позволяет защитить пациента и медперсонал от случайного проливания жидкости |
|||
трубка |
шт |
1 |
Механизм регулировки тока жидкости на трубке роликовый зажим или зажим-клипса |
Соответствие |
для контроля скорости введения и объема введенного раствора одной рукой |
|||
|
|
|
Материал трубки-плотный нетоксичный ПВХ |
Соответствие |
при сгибании поток жидкости не перекрывается |
|||
|
|
|
Длина соединительной трубки, мм |
|
Оптимальное расстояние от стойки до пациента |
|||
Салфетка (пеленка) подкладная |
шт |
1 |
Материал |
нетканный материал или целлюлоза или нетканный материал и целлюлоза |
Обеспечивает гигиеничность процедуры |
|||
|
|
|
Длина салфетки , см |
|
||||
|
|
|
Ширина салфетки, см |
|
||||
|
|
|
Впитываемость салфетки , мл |
|
Для быстрого поглощения и удержания влаги при вытекании жидкости из прямой кишки |
|||
Перчатки |
пара |
1 |
Неопудренные одноразовые |
Соответствие |
Для комфорта и безопасности во время проведения процедуры. |
|||
|
|
|
Упаковка единая индивидуальная для всех составляющих набора |
наличие |
Облегчается и ускоряется процесс проведения процедуры "выполнения клизмы" для пациентов и в экстренных ситуациях. |
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального Закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Совокупности характеристик по поз.2 "Описания объекта закупки" набор для выполнения клизмы с перчатками и пеленкой, соответствуют товары нескольких производителей:
1. ООО "Алайф Дафина", РФ, РУ NРЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г.;
2. Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С. (Турция), РУ NФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил N 1416, ГОСТ 31508- 2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", ГОСТ ISO 11607-2011 "Межгосударственный стандарт. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования", поставка по позициям технического задания отдельных комплектаций (изделий), входящих в состав набора, но которые имеют отдельную индивидуальную упаковку и маркировку, прошли государственную регистрацию, не нарушает требования указанных положений и стандартов" предъявленное требование: "Стерильность: не важно" свидетельствует о том, что участники закупки имеют возможность предложить в том числе не стерильную продукцию.
В п.1.7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и инструкция по ее заполнению" указано:
1.7 |
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки 1) в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указываются характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Такая информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. Такая информация не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. 2) в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указывается наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира; 3) в случае установления требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации Требование установлено. Наименование документа Мед.изделия (требование о государственной регистрации медицинских изделий Основание: часть 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") Копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся предметом закупки, или копия регистрационного удостоверения на медицинские изделия, в состав которых входит медицинское изделие, являющееся предметом закупки (допускается предоставление информации о регистрационном удостоверении с обязательным указанием наименования и регистрационного номера, позволяющего идентифицировать в государственном реестре медицинских изделий) 4) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. |
Участники закупки вправе включать в наборы по каждой позиции Описания объекта закупки составляющие соответствующий набор изделий, что не запрещено условиям закупки. Например, требованиям Заказчика будет соответствовать набор, включающий:
- пеленки, впитывающие одноразовые для взрослых "ПАТОКС" по ТУ 5463-001- 60901376-2012, производства ООО "Полярный инвестиционный центр", Россия, РУ РЗН 2016/4950;
- кружка Эсмарха "АМС-Мед", РУ РЗН 2016/4214 от 30.05.2022; производитель ООО "АМС-Мед" (Россия);
- перчатки медицинские латексные в следующих исполнениях: смотровые нестерильные, производства ООО "МедТоварОпт", Россия, РУ N ФСР 2011/11433.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Таким образом, "Описание объекта закупки" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медика" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300537923000241).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 сентября 2023 г. N 1012/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2023