Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<______.>
<______.>
<______.>
<______.>
рассмотрев направленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление организации строительства" г. Губкинский обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования, цена контракта 136 949 472,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001923000004) с обществом с ограниченной ответственностью Строительная сервисная компания "Альтаальянс" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о Поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных Поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 21.08.2023 N 89-172-25/1-04/4310 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного контракта следует, что 08.02.2023 года между Муниципальным казенным учреждением "Управление организации строительства" г. Губкинский и Обществом с ограниченной ответственностью Строительная сервисная компания "Альтаальянс" был заключен муниципальный контракт N 149-К, предметом которого является капитальный ремонт МБОУ "СОШ N l", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский.
Согласно абз. 1 п. 1.3 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить собственными и (или) силами привлечённых субподрядных организаций работы на объекте, указанном в п. 1.2 контракта, в соответствии с проектно-сметной документацией, Техническим заданием, графиком выполнения работ, требованиями и условиями настоящего контракта, из своих материалов, на собственном оборудовании, строительной технике и своими инструментами.
Согласно п. 3.1 контракта, сроки выполнения работ:
начало выполнения работ - 20 февраля 2023 года;
окончание выполнения работ - 21 августа 2023 года.
По состоянию на 21.08.2023 года Подрядчик выполнял работу настолько медленно, что окончание ее к сроку стало явно невозможным. Согласно ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышесказанного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик также представил пояснения по делу N 089/10/104-681/2023 на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 18.09.2023 N АД/2650/23, где привел в качестве обоснования одностороннего отказа от исполнения контракта доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от 21.08.2023 года. Считает, что Подрядчиком нарушены существенные условия контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 18.09.2023 N АД/2650/23 представил пояснения по делу N 089/10/104-681/2023, где сообщает, что на основании договора безвозмездного пользования нежилым имуществом от 22.03.2023, Подрядчику были переданы с задержкой более месяца, с момента заключения контракта от 08.02.2023 г, часть здания (литера Б, литера Г), для выполнения работ, Часть здания (литера А, литера В) должны были быть переданы с 03.06.2023, при этом по состоянию на 13.06.2023 литера А, литера В фактически не переданы Подрядчику, что является нарушением со стороны Заказчика встречных обязательств (статья 328 ГК РФ, статья 719 ГК РФ), неисполнение которых, лишает Заказчика права требовать надлежащего исполнения от Подрядчика, не исполнив собственное встречное обязательство.
Подрядчик в пояснениях утверждает, что своевременно приступил к исполнению своих обязательств по контракту, с момента получения объекта в пользование. Однако, в процессе выполнения работ была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом (подтверждается письмом МБОУ СОШ N 1 г. Губкинский от 06.02.2023).
Письмом N 10/23 от 02.03.2023 г. (подтверждается копией) Подрядчик сообщил Заказчику о невозможности выполнения работ в соответствии с проектной документацией в связи с отсутствием основания пола и просил принять решение о выполнении дополнительных работ.
Письмом N 11/23 от 06.03.2023 г. (подтверждается копией) Подрядчик сообщил Заказчику о невозможности выполнения работ и просил разъяснений.
Письмом N 12/23 от 06.03.2023 г. (подтверждается копией) Подрядчик запросил у Заказчика создать рабочую комиссию с выездом на объект для решения вопросов о выполнении дополнительных работ не предусмотренных проектно-сметной документацией.
Письмом от 15.03.2023 г. N 89-72-25/1-04/1075 (подтверждается копией) Заказчик подтвердил необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом (26 пунктов) и просил предусмотреть их при выполнении работ.
Письмом от 20.04.2023 г. N 89-172-25/1-04/1838 (подтверждается копией) Заказчик уведомил Подрядчика об отсутствии каких-либо претензий.
Письмом от 26.05.2023 г. N 01-Д/23 от 26.05.2023 г. (подтверждается копией) Подрядчик уведомил Заказчика о выявлении новых дополнительных работ и просил согласовать их.
Письмом от 29.05.2023 г. N 49/23 (подтверждается копией) Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой организовать рабочую комиссию с участием представителей департамента образования и балансодержателя, для рассмотрения и согласования вопросов о выполнении работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, с последующим подписанием протокола рабочей комиссии. Однако, рабочая комиссия не была организована Заказчиком.
29.05.2023 г. письмом N89-172-25/01-04/2587 (подтверждается копией) Заказчик уведомил Подрядчика об отставании от графика производства работ в связи с недостаточностью, по его мнению, человеческих ресурсов.
Подрядчик утверждает, что отставание от ранее согласованного графика производства работ вызвано необходимостью выполнения дополнительных работ и отсутствием содействия со стороны Заказчика.
В ответ на письмо N 89-172-25/01-04/2587 от 29.05.2023 г. (подтверждается копией) Подрядчик, письмом от 06.06.2023 г. N 57/23 уведомил Заказчика о ходе выполнения работ на объекте и об увеличении численности рабочего персонала. Подрядчик гарантировал выполнение работ в установленные контрактом сроки.
Однако, по утверждению Подрядчика, со стороны Заказчика остался не решенным вопрос о выполнении дополнительных работ и до настоящего времени Заказчиком не проведен обмер выполненных работ Подрядчиком.
ООО ССК "Альтаальянс" сообщает, что в Единой информационной системе документ о приемке выполненных работ был отклонен Заказчиком без приложения мотивированного отказа.
Подрядчик просит не включать сведения об ООО ССК "Альтаальянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании комиссии представитель Заказчика факт выполнения Подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных контрактом N 149-К от 08.02.2023, подтвердил.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.3 контракта Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.02.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 149-К.
05.06.2023 было принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.06.2023 размещено извещение об отмене решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе.
21.08.2023 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в Единой информационной системе на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 01.09.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт N 149-К заключен 08.02.2023.
Согласно п.1.1. контракта предметом контракта является капитальный ремонт МБОУ "СОШ N1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский.
Согласно п. 1.3 контракта на условиях контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить собственными и (или) силами привлечённых субподрядных организаций работы на объекте, указанном в п.1.2 контракта, в соответствии с проектно-сметной документацией, Техническим заданием, графиком выполнения работ, требованиями и условиями настоящего контракта, из своих материалов, на собственном оборудовании, строительной технике и своими инструментами. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные по контракту работы на условиях, определяемых разделом 2 контракта.
В соответствии с п. 5.1 контракта Подрядчик с 20 по 25 число каждого отчетного месяца сдает объёмы выполненных работ, предусмотренные контрактом, в пределах выделенных лимитных обязательств Заказчику на 2023 год, а за счет выделенных лимитных обязательств на 2024 год Подрядчик сдает объёмы выполненных работ не ранее 20.02.2024 г., путем формирования с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе структурированный документ о приемке, с приложенными документами: счёт-фактура (счёт), КС-2, КС-3. Оплата принятых работ производиться в сроки, указанные в п. 2.6.4. проекта Контракта. В случае доведения до Заказчика лимитов в 2023 году, Заказчик вправе выплатить указанную сумму в полном объёме или части, равной размеру доведённых лимитов.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон. Из представленных документов установлено, что Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика письма с просьбой согласовать различные вопросы, возникшие в ходе исполнения обязательств по контракту, выявленные дополнительные работы, ранее не учтенные проектно-сметной документацией, а также создать соответствующую рабочую комиссию.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что нарушение сроков выполнения работ могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации государственного контракта.
Комиссия управления приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий контракта, допущенных исключительно по вине ООО ССК "Альтаальянс". Подрядчик прикладывал усилия для разрешения сложившейся ситуации и достижения конечной цели предмета контракта надлежащим образом.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО ССК "Альтаальянс" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Дополнительно комиссией было зафиксировано, что сведения о Подрядчике отсутствуют в Реестре недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об обществе с ограниченной ответственностью Строительная сервисная компания "Альтаальянс", представленную Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление организации строительства" г. Губкинский по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования, цена контракта 136 949 472,00 рублей, (извещение N 0190300001923000004), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 сентября 2023 г. N 089/10/104-681/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023